по мнению журнала "Мир Фантастики" Смерть на кончике пера
Death Note
Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?
Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»
Идея о сверхчеловеке, его возможностях и ответственности перед окружающими давно не дает философам спать спокойно. Способен ли один человек изменить мир к лучшему? Насколько он объективен, имеет ли право вершить чужие судьбы? Однозначного ответа не существует. В обществе принято считать, что нельзя лишать жизни других — вне зависимости от обстоятельств. Однако, быть может, без некоторых людей в этом мире жилось бы куда лучше?
Герой «Тетради смерти» над этическими вопросами размышлять не стал. Сверхчеловеческие возможности упали на него буквально с неба, и он захотел ни много, ни мало — переделать реальность, став новым богом. Благо род людской нашел, что противопоставить этим замыслам. Начался поединок двух гениев, победитель в котором будет творить облик нового мира.
Мы наш, мы новый мир построим
На уроке английского старшеклассник Лайт Ягами сидел и меланхолично смотрел в окно. В школе ему, лучшему ученику, сдавшему пробный экзамен без единой ошибки, было безумно скучно. Одинаковые дни тянулись один за другим: те же лица, те же предметы, те же унылые новости по телевизору. Но этому дню суждено было перевернуть жизнь скучающего гения. На его глазах с неба упала черная тетрадка. С виду самая обычная, только надпись на обложке странная: Death Note — «тетрадь смерти», а внутри правила, среди которых любопытная фраза: «Тот, чье имя записано в этой тетради, умрет». Как человек здравомыслящий, Лайт посчитал это неудачной шуткой, но любопытство все же пересилило скептицизм. Вдруг с помощью тетради и правда можно кого-то убить?
Первым подопытным стал Отохарада Куро — преступник, взявший в заложники детей и учителей начальной школы. Он умер, как и было обещано, через 40 секунд от сердечного приступа. Однако это могло быть совпадением, и парень опробовал тетрадь снова: на байкере, пристававшем к девушке. Любитель быстрой езды погиб в аварии, и Лайт осознал, что теперь жизнь и смерть людей в его власти. Тот факт, что он стал убийцей, юного гения не смутил. Теперь это его право, нет, даже его священная обязанность — очистить мир от преступников, стать новым богом и восстановить справедливость.
Страницы пополнялись новыми и новыми именами, когда Лайту явился законный владелец находки — бог смерти Рюук. Ему тоже было скучно в родной вселенной, и он бросил тетрадь смерти в наш мир. Боги забирают с помощью таких тетрадей жизни людей, продлевая собственные. У каждого из богов смерти есть лишь одна тетрадь, но Рюук обманом заполучил вторую — она-то и оказалась у Лайта. Коснувшись земли, тетрадь стала частью мира смертных, так что Рюук может лишь наблюдать за ней и ее новым хозяином. Этого-то он и добивался — хорошего предлога повеселиться в другом мире. К тому же поднадзорный ему попался что надо: смелый, расчетливый и циничный юноша, такой же скучающий, как он сам.
Лайт при встрече с Рюуком не растерялся. Бог смерти хоть и отказался помогать в осуществлении его глобальных планов, но рассказал много интересного о тетради. В ее использовании есть много неписаных правил и подвохов, о которых не знают даже некоторые боги. К тому же за пару сочных яблок Рюук может выполнить несколько поручений.
L и Миса-Миса
Получив всю необходимую информацию, Лайт с новыми силами взялся за искоренение зла. Человеческая жизнь так коротка, а столько всего нужно успеть... Он специально не указывал причину смерти, поэтому все жертвы умирали от сердечного приступа. Как Лайт и рассчитывал, простые обыватели увидели за этим действие высшей силы. В интернете появились сайты в поддержку Киры — так люди назвали загадочного убийцу (от английского killer).
Закономерность в странных смертях увидели и стражи правопорядка. Но как поймать того, кто убивает на расстоянии и не оставляет следов? Полиция решает обратиться за помощью к Элю (L), лучшему в мире детективу, распутавшему немало безнадежных дел. Никто не знает его имени и не видел его вживую. Даже высокопоставленные офицеры общаются с Элем посредством ноутбука с одной лишь буквой L на экране и искаженным голосом в динамиках. Но ради этого дела Эль готов покончить с конспирацией и даже умереть. Главное — поставить на место маньяка-убийцу, возомнившего себя богом.
Методом дедукции удается вычислить район, в котором живет Кира, его примерный возраст и психологический портрет. Но найти Лайта не так просто: он всегда на шаг впереди преследователей. Его отец, начальник японской полиции, располагает последними сведениями по делу Киры. Для Лайта не составляет труда взломать его компьютер и следить за ходом расследования. Впрочем, утечка секретной информации не ускользает от внимания Эля, и подозреваемыми оказываются работники японской полиции с их семьями. За Лайтом неустанно следит агент ФБР, в его комнате установлены камеры слежения, но и тут юный гений умудряется выкрутиться — увы, недостаточно изящно, в связи с чем вызывает все больше подозрений у Эля. Несмотря на риск, детектив решает встретиться с возможным Кирой лицом к лицу. Он позволяет Лайту присоединиться к расследованию, следит за каждым его движением. Начинается смертельно опасная игра двух гениев. Стоит Лайту ошибиться, и все его мечты об идеальном мире пойдут прахом, а малейшая оплошность Эля будет стоить ему жизни: узнав его настоящее имя, Кира быстренько сделает соответствующую запись в тетради.
Однако происходит непредвиденное: один из телеканалов передает обращение второго Киры! В мир людей попала еще одна тетрадь смерти, и ее обладатель ищет встречи с первым, настоящим Кирой. Он ведет рискованную игру, допускает несколько серьезных ошибок, но все же находит Лайта. Точнее, «она» — хозяйкой второй тетради, принадлежавшей умершему богу смерти, оказалась обворожительная девушка Миса Аманэ. Узнав, что ее кумир — красавчик Лайт, Миса влюбляется без оглядки. Девичьи чувства не вызывают у парня положенного отклика, но приходится подыграть, ведь Миса может стать очень полезным союзником. Она заключила сделку с богиней смерти Рэм и обменяла половину своей жизни на ее глаза. Теперь барышня способна узнавать имена и срок жизни людей, стоит ей только взглянуть на их лица. С ее помощью избавиться от Эля будет намного проще. Но Лайт вынужден осторожничать с чувствами Мисы, так как Рэм обещала ему бесплатную путевку на тот свет, если с девушкой что-то случится.
Эль тоже времени даром не теряет. По его указанию строят целый небоскреб — новый штаб, где будут заниматься расследованием. Вместе с детективом остались всего пять полицейских, готовых на все ради этого дела: Соитиро Ягами, Айзава, Моги, Укита и Мацуда.
Друзья, соперники, враги
Главный козырь «Тетради смерти» — герои, интеллектуальные и эксцентричные. Они неразрывно связаны друг с другом узами любви, соперничества и вражды. До какой степени каждый из них доверяет другому? Они сами еще не до конца в этом разобрались, но на всякий случай пристально наблюдают за каждым шагом окружающих. Нельзя недооценить противника в игре, где ставки — не только жизнь, но и внутренние принципы.
Авторы не стали подробно рассказывать о прошлом героев. Об Эле мы почти ничего не узнаем, он так и останется загадкой, — но образ все равно складывается весьма интересный, заставляющий вспомнить персонажей старых шпионских фильмов. Проведенное в Великобритании детство, аналитический склад ума, пристрастие к чаю со сладостями и неограниченные финансовые возможности — ну чем не агент английских спецслужб?
Лайт Ягами (Кира)
Лучший ученик школы, спортсмен и писаный красавец. Лайт сдает сложнейшие экзамены без единой ошибки, девушки от него без ума, но ему все равно смертельно скучно. С появлением тетради жизнь обретает новый смысл. Как сын полицейского и начинающий детектив, Лайт не понаслышке знаком с преступным миром, но действующая система правосудия кажется ему неэффективной. Надо заставить людей бояться высшей силы, которую нельзя обмануть и от которой нельзя откупиться. Его план работает, уровень преступности падает. Но ради становления лучшего мира необходимо пойти на жертвы — агенты ФБР, детективы и сам Эль должны оставить Киру в покое или умереть.
Рюук
Скучающий бог смерти, решивший развлечься в мире людей. У каждого из его сородичей есть лишь одна тетрадь, но Рюук обманом получает вторую, которую и подбрасывает людям. Ее новым хозяином становится Лайт, и Рюук теперь должен присматривать за ним, чему несказанно рад. К тому же Лайт кормит его яблоками — Рюук их просто обожает. Он не помогает Лайту, но и не мешает, только с ухмылкой наблюдает за достижениями самопровозглашенного человеческого бога.
Миса Аманэ (Миса-Миса, второй Кира)
Популярная модель и актриса с трагичной судьбой. Ее родители были убиты грабителями, которые так и не были осуждены. Кира отомстил за их смерть, таким образом став кумиром Мисы. Получив тетрадь смерти от Рэм, Миса решает во что бы то ни стало разыскать Киру и быть ему полезной. Ради него она пошла на сделку и обменяла половину своей жизни на глаза богини смерти. Встретив Лайта, Миса влюбляется в него с первого взгляда. Однако не стоит забывать, что барышня далеко не такая романтическая дурочка, какой хочет показаться. Она неглупа, но крайне эмоциональна, и ее необдуманные поступки могут повредить планам Лайта.
Рэм
Богиня смерти, отдавшая Мисе тетрадь, ранее принадлежавшую богу смерти Гелусу. Мисе суждено было умереть от рук сумасшедшего фаната, но Гелус не смог ее убить. Он продлил жизнь девушки, чем нарушил один из законов богов смерти, и погиб сам. Рэм забрала его тетрадь и решила впредь сама присматривать за Мисой. Рэм не нравится Лайт и его методы, но ради счастья Мисы она готова ему помогать. Впрочем, если с девушкой что-то случится, она непременно отправит Лайта на небеса. В отличие от Рюука, человеческая жестокость Рэм не забавляет, а кажется отвратительной.
Эль
Он же Рюзаки, Хидеки Рюга, Эральд Коил и Данювэ. Лучший в мире детектив, чьего подлинного имени не знает никто. Эль общается с миром при помощи ноутбука, но ради поимки Киры готов руководить расследованием лично. Рассчитав, что Лайт может быть Кирой, Эль начинает пристально следить за ним, позволив даже присоединиться к расследованию. Элю нужны доказательства, он должен поймать Киру живым и показать всему миру, что такое настоящая справедливость. Ведет себя Эль эксцентрично: носит джинсы и мешковатую кофту, ходит босиком и очень любит сладости, особенно торты. Он замкнут, одинок и никому не доверяет, но самоуверенности ему не занимать.
Соитиро Ягами
Отец Лайта, начальник полиции. Фанатично предан любимому делу, чего бы оно ему ни стоило — семьи, работы, здоровья или жизни. Не признает, что его сын может быть Кирой, но доверяет Элю и не спорит с ним. Умеет быстро принимать решения в критических ситуациях.
Явление бога
Death Note заслуженно считают одним из лучших аниме 2006 года. Неглупый сюжет, длинные, но захватывающие диалоги, яркие персонажи — все это было перенесено из манги с феноменальной кропотливостью. Нельзя не отметить заслуг режиссера: Тецуо Араки разбавил детективный сериал художественными решениями, подходящими скорее мистическому триллеру. Это сделало стиль аниме запоминающимся, а повествование — динамичным. Кто бы мог подумать, что пару строк в тетради можно написать так стильно! Несколько легких движений, росчерк пера — и вот уже кто-то валится на землю, схватившись за сердце. Еще одно удачное решение — психоделические цвета в иллюстрациях мыслей героев.
Визуально аниме безупречно. Видно, что художники студии Madhouse, знаменитой такими проектами, как Vampire Hunter D: Bloodlust, Gungrave и Paprika, не зря едят свои суси. Персонажи, фоны, всевозможная техника прорисованы в мельчайших деталях. Особенно хороши лица героев — реалистичные и выразительные. На спецэффектах тоже не экономили. Благодаря компьютерной обработке изображения анимация получилась отменной.
Звуковую дорожку тоже нельзя назвать заурядной. Вступительные и финальные композиции групп Nightmare и Maximum The Hormone исполнены в стиле тяжелого рока. Музыка в самом сериале мрачная и мелодичная — идеальный фон для мистического детектива.
Пусть второй сезон не такой напряженный и логичный, как первый, но в нем еще больше ярких героев и опасных интеллектуальных игр.
Death Note рано записывать в классику японской анимации, но внимания сериал заслуживает самого пристального. Настолько стильный мистический детектив с интересной концепцией и харизматичными персонажами, дорогой графикой и взрывной вступительной песней нельзя пропустить. К тому же история о тетрадях смерти не собирается заканчиваться. Снимают новый фильм, переводят роман, выпускают игры. Со вселенной Death Note мы расстанемся еще очень нескоро.