22:33
Интервью с Татьяной Устименко


вы можете скачать полную версию интервью одним файлом:
формат doc
/ формат pdf
___________________

Melissa: Татьяна, здравствуйте! В Ваших книгах часто встречаются стихи - потрясающие по своему звучанию и смысловой наполненности. Скажите, пожалуйста, а Вам не хотелось бы отдельно издать книгу с Вашим поэтическим творчеством?

Татьяна Устименко: Стихов и правда набралось уже много, я ведь начала писать их намного раньше, чем прозу. Наверное, вполне хватит на сборник. У нас в Екатеринбурге есть замечательное изд-во "Банк Культурной информации" которое оч строго подходит к отбору издаваемой ими литературы. Уже несколько лет они предлагают мне издать сборник стихов, но... Это значит - нужно засесть за редактуру и корректуру, а я не могу пока оторваться от романов. Получаю оч много писем с вопросами - а когда будет продолжение такой-то книги? Вот - утонула в продолжениях. До сборника стихов руки так и не доходят. Поэтому стихи разбросаны везде - в Инете, в журналах, в газетах. Надеюсь - однажды я сумею разобраться с проблемами, переборю лень, и сборник появится.

lurje: Татьяна, а как вы прорабатываете сюжеты книг? Вы их где-то записываете в виде последовательности действий героев (так называемый "скелет") или просто представляете, акцентируя внимание на каких-то определённых ключевых моментах?

Т.У.: Вы задали самый трудный вопрос, ответ на который я не могу найти вот уже пять лет. Я никогда не прорабатываю сюжет и не делаю наброски. Я просто импровизирую. Информацию ищу и обрабатываю лишь для исторических моментов, а остальное - приходит как-то само. Понятию не имею - как это происходит. Герои будто сами рассказывают о себе и показывают мне свою историю. Я будто бы вижу кино и стараюсь описать его на бумаге.

АнНет: Что вы почувствовали, когда впервые увидели свою первую изданную книгу на прилавках книжных магазинов? Что чувствуете сейчас, видя свои книги в продаже?

Т.У.: Я почувствовала огромную ответственность, которая увеличивается с каждой изданной книгой. Я отдаю людям свои мысли и идеи, а они в ответ дарят мне свое доверие и откровение. Поверьте, это тяжелейший груз. Все мы что-то даем этому миру, окружающим нас людям, и принимаем закономерную отдачу. И самое главное, это видеть что твоя работа несет в мир тепло и свет, а люди получают от прочтения твоих книг - хорошее настроение, веру в добро и справедливость, стремление жить и любить. Если мои книги не найдут отклик в сердцах моих читателей-друзей, в сердцах всех вас - значит они пусты и глупы, значит они написаны зря. Я очень не хочу прожить свою жизнь зря. (улыбается)

АнНет: Как вы относитесь к критике в адрес своих произведений?

Т.У.: Я безмерно уважаю конструктивную критику, содержащую не похвалы - но вдумчивый разбор моих ошибок и недочетов. Ведь недостатки - всегда виднее со стороны. Критика не должна переходить на личность автора, это не вежливо. Но критика учит автора писать лучше, вызывает острое желание создать нечто такое, что действительно заслуживает уважения. Критика - это главнейший двигатель прогресса автора.

Vikki:  Татьяна, Вы очень счастливый человек, вы пишите жизнь. Вы учите, наставляете, исправляете настоящую жизнь благодаря вашим произведениям. Так сказать Вы переписываете мир, пусть и таким способом. Хотели бы вы, если была бы такая возможность, встретиться со своими героями и героинями? Посмотреть на них не глазами писателя, а обычного человека и задать им вопросы которые вы не можете задать чистому листу, на котором вскоре появиться их жизнь!? Вы творите жизнь!!! Что бы вы хотели бы получить от своих героев? Узнать у них? Не печатая их историю и жизнь собственноручно... И кого бы вы хотели увидеть  вживую больше?

Т.У.: А я итак вижу своих героев каждый день. (Улыбается) В каждом из вас живет частица них, а они в свою очередь - похожи на всех вас. Они совершают то же самое, что и мы: любят, страдают, помогают, сопереживают, учатся, ищут счастье. Их создала не я - их создали все вы - мои друзья. Я не отделяю вас от них, потому что верю - в мире много хороших, честных, открытых людей, умеющих противостоять злу и насилию. Людей - не впускающих тьму в свои сердца. Это вы учите меня писать - а значит: наш обмен равноценен и бесконечен. В улыбке незнакомой девушки на улице я вижу Ульрику, а в мужчине - уступающем старушке место в автобусе - Алехандро. Это двойник Конрада кормит бродячую кошку на улице и вторая Ника - учит первоклашек в школе. И я верю, покуда все мы созидаем жизнь и милосердие - мы творим свою сказку, намного превосходящую любую книгу по уровню доброты и интересности. (Улыбается)

lurje: Довольно банальный, на первый взгляд, вопрос. Для чего вы пишете? (И, тем не менее, все авторы отвечают на него по-разному и теперь я хочу услышать ответ от Вас.)

Т.У.: Наверное, я отношусь к числу наивных романтиков, ибо верю - мои книги могут сделать наш мир чуточку лучше. Мне хочется показать людям, что добро, дружба и любовь еще живы и нам стоит за них бороться. Счастье, оно не в деньгах и мат благах. Счастье, оно скрыто в нас самих. Если мы живем в гармонии с миром и с самим собой, то мир всегда отвечает нам взаимной любовью. Самодостаточные и справедливые люди не ведут воин, не грабят своих сограждан, не бросают детей, не убивают. Основа жизни - это милосердие и созидание. И в своих книгах я кричу в голос: Люди - одумайтесь! Мы еще способны вернуться к прежним моральным ценностям, мы еще можем спасти наш мир от разрушения, алчности и жестокости. Мне не безразлично, в каком мире будет жить мой сын и ваши дети. Я верю в людей. (Улыбается)

lurje: Как вы относитесь к бесплатным электронным библиотекам? К такому распространению ваших - в частности, конечно же - произведений?

Т.У.:  Электронные библиотеки или бумажные - а какая разница? От изменени формы и вида библиотек - не изменится суть и важность книг) Главное - не как распространять, главное - что распространять. Вопрос в том, что нужно сделать эл библиотеки цивилизованными. Автор - тоже человек и он хочет кушать:) У него есть дети. Ну ладно, я работаю на производстве и живу на зарплату. Но ведь многие авторы живут только на гонорары, причем - более чем скромные. И если эл библиотеки не отнимут у автора его скудные, честно заработанные копейки - то пусть они процветают и множатся на радость всем:) Хотя лично я - старомодна, люблю бумажные книги:)
Что касается именно бесплатных библиотек - пусть будут и они. Просто нужно дать время книге разойтись в бумажном виде и продаться на бумаге - дабы автор не помер с голоду от безденежья) А потом, например через 7-9 месяцев - можно выложить ее для бесплатного чтения. У всех людей разная жизненная ситуация: тот - кто имеет возможность купить книгу и поддержать автора материально - так и поступит. Тот у кого туго с финансами - немного подождет, но получит книгу бесплатно. Я думаю, это будет справедливо - так читатели помогут автору, а автор – читателям.

lurje: А что если рассматривать электронные книги как поддержку бумажным? хорошего автора обязательно купят на бумаге, но другое дело - определить лично для себя что он достойный. А как это сделать, не познакомившись с его произведениями? Никак. А покупать книгу за 150-200 рублей тоже не самый лучший выход, особенно для львиной части читателей, относящихся к группе студентов. Три книги и стипендии нет - и хорошо ещё, если хоть одна из них будет достойной внимания.

Т.У.:  У меня есть друзья-авторы, живущие только на гонорары от своих книг и живущие весьма трудно. А кто такой профессиональный писатель - я пока еще сама не понимаю.( Улыбается)  Писать - это же не профессия, это зов души. Поэтому мне очень хочется жить для того, чтобы писать, а не писать для того - чтобы жить

В сети всегда есть отрывки книг - по ним можно составить представление о романе. Я знаю, вопрос с электронными библиотеками очень сложный. При правильном подходе они могут стать отличной рекламой для автора, при неправильном - полностью загубить его заработок. Но я верю в то, что найдутся умные люди - способные разрешит эту проблему.

Viridian: Попадали ли вы в такую ситуацию, когда новый персонаж словно бы "написался сам", словно, имея собственную волю, вторгся в повествование и из-за него приходится круто поворачивать сюжетную линию?

Т.У.:  Один мой друг сказал хорошую фразу: "Это не мы пишем книгу, это книга пишет нас." Я никогда не могу избавиться от ощущения, что герои - совершенно самостоятельные и стопроцентно живые личности. Они приходят когда захотят и уходят по-английски: не прощаясь. Очевидно, по каким-то своим делам.  Я стараюсь их не неволить - настанет время и они вернуться, расскажут - где побывали и чего натворили. Полагаю, они сами создают свою историю на бумаге, а я лишь послушно стучу пальцами по клавиатуре. В жизни я руководствуюсь принципом: не жди от человека чего-либо заранее, и ты никогда не будешь разочарован. Так и с героями - я ничего не жду от них заранее и всегда удивляюсь их поведению - они же хулиганят напропалую. Это же относится и к сюжету - его итак бросает из стороны в строну в каждой главе - куда уж круче-то.

Viridian: Легко ли вам "убить" персонаж на бумаге?

Т.У.:  Убиваю, а куда деваться? Ведь в жизни умирают все. Главное - чтобы они не умирали зря. И всех жалко, все родные и любимые. Но ни один из них не погиб бездарно или недостойно себя.

Viridian: Когда вы пишете очередную книгу, вы сами знаете, чем она закончится заранее?

Т.У.:  Когда я пишу - я даже не представляю что произойдет на следующей странице, в следующей главе. А уж чем закончится роман - тем более. В общем, весь процесс идет по принципу: "Остапа несло"(улыбается). Открываю крышку ноутбука - и поехали, кто-то показывает мне следующую серию. Закрыла крышку - перерыв связи до следующего сеанса. А кто показывает - не знаю, иначе - заказывала бы кино по выбору читателей.

Martisha: Вы сказали, что все герои для Вас любимые. А есть самый-самый любимый? Такой, про которого хочется писать и писать?

Т.У.:  Вот представьте себе ситуацию - Вы вдруг стали многодетной матерью;)Разве Вы будете любить какого-то одного из своих детей больше других? Я думаю, что для матери все дети равны и одинаково любимы:) А писать очень хочется, причем про разных героев, но обязательно про честных, благородных, добрых. Правда, открою секрет - у меня в голове давно живет некая героиня, про которую я еще не писала - но очень мечтаю написать. Что из этой задумки получится - время покажет...

Melissa: Вы так сказали, словно заранее подразумеваете, что героиня будет не совсем честной, благородной и доброй. Какая она будет? Приоткройте хоть на немного завесу тайны.

Т.У.:  Я думаю, что она будет обыкновенным человеком - мечущимся между условностями и собственным пониманием добра и зла. Такой же, как и все мы:) И она окажется невольно вовлечена в чужие проблемы, а вернее - в одну из интереснейших исторических загадок. Мой друг - профессор истории, прислал мне материал - коий ляжет в основу этой книги:)

Martisha: Что, если не секрет, вдохновляет Вас? Какая-то определенная обстановка, музыка, рисунки или что-нибудь другое?

Т.У.:  Больше всего вдохновляют отзывы читателей, их готовность общаться, созвучие наших душ и единство интересов. Взаимное понимание - это мощнейший стимул. Когда знаешь, что новую книгу ждут - писать можно и на коленке, и в электричке, и в 3 часа ночи.

Martisha: Как Вы начали писать? Знаю некоторых авторов, которые начинали писать с рассказов, баек, фанфиков. И неожиданно это вырастало в серьезное произведение, которое отправлялось в издательство. А как это было было у Вас?

Т.У.:  Я много лет писала и публиковала стихи. Пять лет назад я перенесла тяжелую болезнь, была прооперирована и оказалась надолго прикована к постели.Делать было совершенно нечего, безделье заедало... В одну из ночей мне приснилась девушка в маске, скачущая верхом на лошади. Я проснулась с мыслью о том, что совершенно точно знаю - куда и зачем она едет.  Утром я начала писать свой первый роман "Сумасшедшая принцесса". С тех пор так и не могу остановиться...
Я показала этот роман своей подруге, она восхитилась и отправила его в изд-во. А потом мне пришло приглашение издаться...

Melissa: Татьяна, скажите, пожалуйста, с какой книги Вы порекомендовали бы начать знакомство с Вашим творчеством? В свое время Вы не советовали мне начинать с "Сумасшедшей принцессы".

Т.У.:  "Принцесса" моя первая книга - она сырая как по стилю, так и по сюжету. Если читателю до 25 лет, то рекомендую "Невезучие", если больше 25 - то "Второе пророчество"

lurje: Довольны ли вы качеством сегодняшней фантастической литературы? Что нужно сделать, чтобы это исправить и лучше ли обстояли дела в советское время?

Т.У.:  Да, в советские времена изд-ва гораздо строже подходили к отбору издаваемых ими произведений. Сейчас главный критерий издания не смысл книги, а ее продажность:( Издается не умное, доброе, светлое - а пикантное, скандальное, гламурное. Но ведь спрос рождает предложение. Поэтому, пока мы читаем чернуху и пошлятину - ее будут издавать. Нужно воспитывать себя как вдумчивого читателя - тем самым мы изменим ситуацию на книгоиздательском рынке

Melissa: Татьяна, при знакомстве с книгой "Дочь Господня" я была приятно удивлена детальной проработкой и соблюдением всех теологических нюансов. Приятно видеть такой скрупулезный подход к делу. Скажите, пожалуйста, если не секрет, какими источниками Вы пользовались при написании книги?

Т.У.:  Многими, в том числе и Библией. Я всю сознательную жизнь увлекаюсь древними культурами, религиями, мифологией. У меня скопилась приличная библиотека с подобной тематикой. Во "Втором пророчестве" еще больше реальных исторических данных. Так что задействовано все, начиная от романов Мориса Дрюона, до откровений Иоанна Златоуста.  В продолжении Дочери - романе "Эра зла" я коснулась малоизвестных фактов, таких как судьба братьев Иисуса.

darkness: Татьяна, вот вы обмолвились что работаете на производстве. А как вам удаётся сочетать работу и писательскую деятельность? Как вы разграничиваете эти понятия и находите время для последнего?

Т.У.:  Я работаю инженером на Свердловской железной дороге, занимаюсь проектами по оптическим линиям связи.
А никак не удается сочетать. Ничего не успеваю, пишу в основном по ночам. Стараюсь не задумываться о накопившихся проблемах - следую велению сердца. Если душа просит писать - значит нужно писать, даже если пишу до 4 часов ночи, а в 6 - придется вставать на работу. На том свете отоспимся.

lurje: Знаю, что вы окончили литературную студию. А как вышло так, что вы стали писать? Причём, именно фэнтези и фантастику?

Т.У.:  Ох, какой трудный вопрос.  А кто ж его знает, почему нам хочется именно этого, а не чего-то другого? Фэнтези позволяет соединить то, что не уживается в других жанрах. Тут могут присутствовать и юмор, и трагедия, и элементы детектива или эпического произведения. Этакое попурри всех стилей и форм. Как пример - фильмы из цикла "Пираты Карибского моря". К тому же сказка - это самый древний способ преподнесения информации, пришедший к нам сквозь века и впитываемый нами буквально с молоком матери. Поэтому я думаю - хочешь в доступной форме преподнести людям свои идеи - пиши сказку. А уж насколько глубокий смысл в нее вложить - выбор автора. Как говорится: "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок."
Писать прозу начала совершенно неожиданно для себя, без каких-либо предпосылок. Так и пишу по сей день.

KurtLyamke: Уважаемая Татьяна! Меня, как железнодорожника с жизненным опытом и человека привыкшего к зрительному восприятию масштаба проделанной работы, интересует: если взять страницы из всех тиражей Ваших книг, то сколько раз ими можно будет оклеить Экватор?

Т.У.:  Протяженность Экватора - 40 075 км... Ваш вопрос показал, насколько я ленивый и нерадивый автор. Пойду, пожалуй, писать новый роман. (Улыбается)

darkness: А у вас есть какой-то определённый план/заготовка написания? Скажем, сегодня я напишу не меньше 5 тыс.знаков, преимущественно об этом моменте или всё происходит спонтанно?

Т.У.:  "Охота - пуще неволи" - это все, чем могу оправдаться. (Улыбается) Но кофе пью - в немыслимых дозах.
Никаких заготовок у меня нет. Я думаю, что самый реальный способ написать роман - это желание писать. Да, почти все мои друзья авторы устанавливают себе нормы - столько-то тысяч знаков в день. Я никогда так не поступаю - пишу, сообразно желанию и настроению. Получается, что как автор - я совершенно непредсказуемый и недисциплинированный человек.

darkness: А как вы думаете, такая спонтанность больше какую роль играет? Положительную или отрицательную? Ведь, задавая себе нормы, вы, тем самым, задаёте себе темп, подгоняете и стимулируете творчество. Но, с другой стороны, при том же нормировании, после написания определённого количества знаков вы вздыхаете спокойно и, может, даже не будете дальше выкладываться, с тем, чтобы этот самый план перевыполнить. А спонтанность свободна от этих рамок.

Т.У.:  Отвечу искренне - а фиг его знает, как лучше. (Улыбается) Книга либо пишется, либо не пишется, и выдавить ее из себя - нельзя. Разве мы задаем себе темп жизни? А ведь книга - это тоже жизнь. Обычно мне самой интересно, чем все в книге закончится - поэтому я стараюсь писать быстро, по мере своих возможностей. А темп задает изд-во - у него условие: сдавать по 2 книги в год. Душа приказывает писать каждый день, а уж какими дозами - это воля случая. И я не вижу смысла насиловать себя или героев. Как говорит одна моя героиня: "Делай, что должно - и будь, что будет"

Martisha: Татьяна, а как Вы выбираете имена для Ваших героев? Пишете первое, что в голову придет или стараетесь подобрать под характер героя?

Т.У.:  Принято считать, будто имя оказывает влияние на судьбу своего владельца. Поэтому приходится подходить к имени как к части образа. Плюс, учитывать происхождение героя, место его проживания и тд. Было бы смешно назвать эльфа русским именем Василий, а княжну "а ля рюс" - какой-нибудь Луизой.

Категория: Архив | Просмотров: 400 | Добавил: Martisha | Рейтинг: 0.0/0
Понравился материал? Поделись им с друзьями:

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]