Рецензия:
При всех восторженных ахов и вздохов, новейшее творение великого
Джеймса Камерона, нежно любимого мной за то, что он не испортил
бессмертную сагу о Чужих, «Аватар» можно взять и недооценить. Обвинить в
плагиате, например. Ведь история «своего среди чужих, и чужого среди
своих» стара как мир и пользуется нешуточной популярностью еще с
далекого начала 90-х.
Лично для меня рефлексия по поводу «Аватара» и
околокиношной болтовни четко делится на несколько этапов, поэтому,
чтобы особо не растекаться мыслью по древу, приведу именно их, как нас
учили в школе, разделив на "pros & cons”. Проще говоря – на плюсы и
минусы.
1. Восторженно – захлебывающийся. Наступает на
первых минутах фильма, и первых секундах после него. Перед глазами стоит
неземная красота Пандоры, светлячками рассыпавшаяся по белой простыне
экрана, порхающие семена Священного дерева, и легко планирующие в
неизмеримой выси икраны. Хочется петь и танцевать, плакать от восторга, а
еще лучше – купить билет на следующий сеанс и вновь погрузится в
нереальный мир, полностью отрешившись от действительности.
2. Отрезвляюще-холодный. Наступает
на следующий день, когда, вспоминая фильм, я с ужасом поняла, что и
вспомнить-то нечего, кроме красивой картинки и компьютерных на’ви,
пугающих своей реальностью. Остальное – бравый солдат Джейк Салли,
Сигурни Уивер, словно сошедшая с борта корабля «Ностромо» резко
постаревшей Эллен Рипли, и образцово-показательный злодей-вояка Кводрич –
как-то поблекло и отошло на второй план.
3. Придирчиво-разборчивый.
Примерно через неделю после просмотра, я с некоторой печалью
констатировала неутешительный факт: при общей красоте и уймы вложенных в
создание мира Пандору денег, все зрелище представляет собой выжимку из
не однажды скопированного сценария, пару философских идей и заплаты
яркой компьютерной графики – для усиления впечатления. Затем с оттенком
горечи начинаешь выискивать в памяти ляпы: почему, например, в далеком
будущем на неугодных упрямых на’ви дружно сбрасывали пачки динамита, а
не какую-нибудь навороченную бомбу с искусственным интеллектом,
предварительно уговорив ее саму выпрыгнуть из самолета? Почему
зараженный человеческим интеллектом аватар воспринялся на ура всеми
живыми и не очень организмами планеты, которые тут же изъявили полнейшее
желание вступить с ним в контакт? Почему человек, будучи в теле
трехметрового синего эльфа влюбляется в синюю девушку, по человеческим
меркам – далеко не красавицу? И так далее.
Нет, не то, чтобы фильм
мне совсем не понравился. Крупица здравого смысла там присутствует, и не
одна. Например, здорово впечатлил мощный эмоциональный посыл,
построенный на идее единения человека с природой. Я не повернута на
экологической теме, однако же не могу не признать, что, наблюдая за
безжалостным уничтожением уникальной красоты планеты Пандоры, не могла
не вспомнить о тропических лесах Южной Америки, почти изведенных к этому
моменту на корню, или об изведенной под корень природе Европы…если
Камерон сумеет своим фильмом всколыхнуть массовое сознание хотя бы
частично и заставить относиться бережнее к своему общему дому – низкий
поклон ему за это. Очень понравилась идея коллективного разума,
способного влиять на ход событий: когда на’ви взялись за руки и затянули
всеобщее песнопение – ни дать ни взять, либо всеобщая молитва, либо
коллективная медитация. Как ни крути, а буддизмом этот фильм очень даже
отдает.
И все-таки не дотягивает произведение автора «Титаника» и
«Чужих» до звания «нового шага в истории кино». Ибо фильм, построенный
на компьютерной графике и заточенный исключительно на 3D формат, не
может восприниматься чем-то совершенно новым. Эксклюзивно красивым и
донельзя реалистичным – да. Но никакого оттенка новизны нет. Лишь легкий
привкус грусти от того, что твои собраться по расе оказываются
среднестатистическими скотами, в погоне за наживой способными утратить
все то разумное, доброе и вечное, что заложила в них Мать-природа.
Кстати, о персонажах. В какой-то момент, наблюдая за поселением на’ви, я
поймала себя на жутковатой мысли: я не в состоянии отличить синекожих
обитателей Пандоры, созданных фантазией компьютерных дизайнеров, от
обычных, живых актеров. Неужели повальная компьютеризация кино
продолжится, и в ближайшем будущем мы с вами уподобимся фильму
«Суррогаты», когда тепло живого человека заменяла бездушная машина с
хитроумно заложенной и самостоятельно действующей программой-разумом?
Если да, то я не хочу жить в мире подобных суррогатов…
Очень
спорный вопрос: а предатель ли Джейк Салли, фактически, променявший не
просто родную страну – родную расу на обличье на’ви, статус героя и
возможность жить в новом мире. Мой ответ: нет. Родина у человека там,
где его сердце, по заверениям классика, и я с ним полностью солидарна.
Ради любви, ради тех, к кому прикипел душой, ради мира, ставшего домом, я
бы точно также шагнула в неизвестность, очертя голову.
Заслуга
американцев в том, что они не постеснялись выставить свою хваленую армию
в крайне невыгодном свете. Непоколебимый военный, прошедший не одну
суровую бойню, на поверку оказывается редкостной сволочью, а несчастный
инвалид, прикованный к креслу – обретает заслуженное счастье, наглядно
показывая, что не так уж трепетно Америка и оберегает своих покалеченных
героев, швыряя их в самое пекло.
И все же «Аватар» вторичен. Даже
роботов Камерон умудрился стащить сам у себя: шагающие стальные махины
выглядят, как слегка усовершенствованные погрузчики из «Чужих», жаль
только, что Сигурни Уивер так и не удостоилась чести поуправлять одним
из них. А концепция живой планеты явно отдает Киром Булычевым и его
«Каникулами на Пенелопе». Даже планеты названы в честь двух героинь
древнегреческих мифов…
В целом, про «Аватар» можно говорить еще
одчень долго, изводя километры печатных строк на яростное отстаивание
той или иной позиции. Люди встали и долго аплодировали 3D титрам,
красиво бегущим по экрану в постепенно светлеющем зале. Но что осталось в
их душах?
Итог: 7 баллов из 10
Как
я ни старалась трезво оценивать ситуацию, не могу не признать заслуги
режиссера и красивейший визуальный ряд. Фильм стоит смотреть
исключительно в 3D-формате, а еще лучше – разориться на IMAX. В
противном случае, вам не понять всех восторгов по поводу картины, да и
впечатления стоят того, чтобы их получить. Однако же не дотягивает,
категорически не дотягивает «Аватар» до звания «нового слова в кино»…
P.S.
–Папа, ты должен это посмотреть! Ясно?! Ты должен! Что значит, «нет
настроения»?! А ты пойди, и оно будет! Я в следующий раз снова пойду. С
тобой. Или с кем-нибудь еще. Или одна. А потом еще раз. Потому, что это
такое…такое…
(случайно
подслушанный разговор в дамском уголке задумчивости кинотеатра «Киностар
New York» после вторичного просмотра «Аватара»).