Аллитерация — литературный приём, состоящий в повторении одного или нескольких согласных звуков. Подразумевается бо́льшая по сравнению со среднеречевой частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на всём его протяжении. Как правило, под аллитерацией понимается нерегулярный повтор, в отличие от рифмы и других видов регулярного повтора, однако в некоторых случаях эта грань достаточно условна, а в аллитерационном стихе аллитерация, по сути, выступает структурным аналогом рифмы.
Основными функциями аллитерации являются звукоподражание («Шипенье пенистых бокалов // и пунша пламень голубой» — Пушкин) и суггестия, подчинение словесной семантики более произвольным звуковым ассоциациям («Чуждый чарам чёрный чёлн» — Бальмонт)"В каждый гвоздик душистой сирени,//распевая,вползает пчела." А.А Фет. Особым видом аллитерации является тавтограмма. (непонятные термины будут рассмотрены в отдельной темке "словарь") создам как только соберу материал О:-))
От рифмы аллитерация отличается в первую очередь тем, что повторяющиеся звуки сосредотачиваются не в начале и конце строки, а абсолютно производно, хотя и с высокой частотностью. Вторым отличием же является тот факт, что аллитерируются, как правило, согласные звуки.
Пример из творчества Гринберга:
ПАРАНОИДАЛЬНАЯ ПОЭМА
Помнишь, падали плеяды,
Пропадая по пути?
Перламутровые пряди,
Плети, плечи, палачи.
Полночь пальчики полощет,
По пятам, пыля, плывёт.
Проще пули, поля площе –
Полу-плен, полу-полёт!
Просыпайся! Полно плакать,
Посмотри: полна полным
Пляшет призрачная плаха,
Пахнет пряная полынь,
По погостам плещет пламя,
Полыхает перегной…
Приглядись, пусть помнит память
Под пудовою пятой
Про походы пилигримов,
Присягнувших подлецу,
Про пустяшные причины,
Про последствий полосу…
Пусть прозрачной пеленою,
Перепревшею палитрой,
Проливается покорно
Песня пьяного пиита.
Гиперлипограмма – почти предельная реализация аллитерации, при которой в произведении употребляются только определённые гласные (или согласные). Это максимальный запрет на использование других видов гласных (или согласных), что роднит это явление с липограммой – избеганием употребления какой-либо буквы.
Можно с уверенностью сказать, что гиперлипограмму в литературу ввёл Борис Гринберг, он же и дал этому феномену название. Впрочем, в рубрике «Verbлюд» давались подобные тексты (Комсомольская правда. 27 апреля 2000. С. 21), но не были представлены системно на примерах творчества какого-либо одного автора, к тому же приоритет следует признать за новосибирским поэтом. Он пишет: «Это мой термин – реакция на довольно примитивную и главное неощущаемую форму комбинаторики “липограмму”. Появились Г. после прочтения Гаспаровской “Русские стихи...” (То есть, очевидно: Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях. М.: Высшая школа, 1993. 272 с. – И.Ч.). Собственно раздражение оценочной стороной этой книги, плюс недовольство палиндромическими текстами любимого мной Хлебникова, да и прочих палиндромистов и привели меня в комбинаторику. Аллитерация – касается только повтора согласных, причём не запрещая остальные согласные, тавтограмма – только первых букв. Оркестровка слишком общий термин, подразумевающий любую звуковую организацию. Гиперлипограмма же – липограмма доведённая до “абсурда”, то есть вводится запрет на все гласные или согласные, кроме одной. По-моему, точно отражающий суть термин». О первенстве Гринберга в области гиперлипограмм говорит и тот факт, что большинство его произведений комбинаторной поэзии написаны с 1995 по 2000 г.
ВЫЕВ «В»
О, Авва!
Яви Еву!
Её, Авва, ваяю, воюя,
А выявив – вою.
Увы.
В авив, Авва,
Яви в яви,
Ивову выю её овеев…
О, Ева,
Аве!
ТОЛЬКО «О»
Столько вопросов, столько,
Что хоть в окно головой.
Полночь, хоть вой волком.
Полночь, хоть волком вой
Холодно, зло, промозгло.
Город продрог, промок.
Что хорошо – то поздно,
Что плохо – то точно в срок.
Город оброс погостом,
Точно коростой плоть.
Коротко ль, долго ль, просто ль,
Сложно ль – с тобой Господь.
Голос в горло осколком,
Словно комок вдох.
О, сколько слов! Сколько!
Но только одно – Бог!
Колокол смолк грозно,
Громоподобно смолк.
Но скоро восток розой.
Розовой розой восток.
Предлагаю в теме также выкладывать и оценивать попытки применения данного интересного литературного приема. Свои попытки выложить смогу только вечером.