Кривчиков Константин Идея произведения и вокруг нее
Маленькая, но необходимая, преамбула. Приведенные ниже тексты (понятия, формулировки и пр.) относятся и применимы только к ДРАМАТИЧЕСКИМ произведениям. Драматическое произведение (в обсуждаемом контексте) имеет следующие черты: внимание сконцентрировано на главном герое, оказавшемся перед дилеммой, дилемма превращается в кризис, который, усугубляясь, достигает кульминации.
Дилемма - это затруднительный выбор между двумя равно неприятными существующими возможностями или предложениями, который должен сделать человек-персонаж для решения вставшей перед ним проблемы или для выхода из неблагоприятной ситуации, в которую он попал.
Сюжет ДРАМАТИЧЕСКОГО произведения - это изложение последовательных событий, вовлекающих людей-персонажей, которые, разрешая конфликты, меняются в результате произошедших событий.
Можно ли нижеизложенное применять к ДРУГИМ произведениям - решайте сами.
Представления об идее
Начну этот компилятивный обзор, посвященный в основном понятию "идея литературного ДРАМАТИЧЕСКОГО произведения", цитатой из книги С. Кинга "Как писать книги":
"Курсы писателей и литераторов до утомления возятся с идеей, считая ее самой священной из всех священных коров, но на самом деле она (не ужасайтесь!) - дело не слишком важное... Но мне кажется, что каждая книга - по крайней мере та, которая стоит чтения - должна быть о чем-то".
Американский писатель и литературовед Д. Н. Фрей в пособии для начинающих авторов "Как написать гениальный роман", ссылаясь на разработки литературоведа и лингвиста Л. Эгри, дает следующее определение идее - это краткая формулировка (констатация) того, что произойдет с героями в результате ключевого конфликта (развития сюжета). Данная формулировка (силлогизм), уточняет Фрей, доказывается на протяжении всего действия драматического произведения.
Как утверждает Фрей, если начало и конец произведения не имеют между собой причинно-следственной связи, значит, произведение не является драматическим. Без этой связи последовательность событий в произведении никогда не приведет к кульминации, то есть такой сцене (эпизоду), когда разрешается ключевой конфликт произведения. А разрешение ключевого конфликта сюжета и есть окончательное доказательство идеи произведения .
Допустим, вы пишите о большой безответной любви (о маленькой можно, но не стоит). В этом случае предмет вашего повествования (большая любовь) будет первой половиной идеи. Второй половиной станет то, что произойдет с персонажем по ходу сюжета. Например, возлюбленная отвергнет героя, и он покончит с собой. Идея такой истории: безответная любовь приводит к самоубийству. В виде общего замысла это можно изложить так: я хочу написать о любви, которая закончится трагически. Почти одно и то же, да? Но у замысла и идеи разные задачи. Об этом речь пойдет чуть ниже.
Специальной формулы, позволяющей создать идею произведения, не существует. Однако, по Эгри, каждая идея должна включать в себя персонаж, который через конфликт приходит к результату. Например:
Трус отправляется на войну и становится героем.
Герой вступает в бой и оказывается трусом.
У Самсона отрезают волосы, и он утрачивает силу, но потом вновь ее обретает.
Формулируя идею, пишет Фрей, помните о трех ее столпах: персонаже, конфликте и результате. Драматическое произведение рассказывает о том, как меняется герой, переживая кризис. В идее сжато изложена суть подобной трансформации.
Вот несколько примеров, приведенных Фреем:
- В "Крестном отце" главный герой любит и уважает семью и поневоле становится мафиозным доном. "Верность семье приводит к преступлениям" - идея романа, блестяще доказанная Пьюзо.
- В повести "Старик и море" Хемингуэй доказывает идею: "мужество приносит спасение". В случае со старым рыбаком это справедливо.
- Ле Карре в романе "Шпион, который пришел с холода" показывает, как может пасть духом даже лучший из разведчиков, осознав двуличность правительства, на которое работает. Идея: "осознание ведет к самоубийству".
- Идея Кизи в романе "Пролетая над гнездом кукушки" заключается в том, что "даже самая мощная и безжалостная машина психиатрической лечебницы не в силах сломить человеческий дух".
- "Лолита" Набокова доказывает, что "великая любовь приводит к смерти". Справедливо в случае с Гумбертом.
В книге "Как написать гениальный роман - 2" Фрей перечисляет три вида идей: цепная реакция; противоборствующие силы; ситуативная.
Самый простой вид идеи - это цепная реакция . С персонажем происходит какое-то событие, дающее толчок развитию сюжета, что ведет к кульминации, а затем и к развязке.
Если в истории друг другу противостоят две силы, одна из которых побеждает, мы имеем дело с идеей типа противоборствующие силы.
Ситуативная идея используется там, где на персонажах отражается какая-либо ситуация. Например, война.
Иллюстрация
Чтобы закрепить вышеизложенный материал, попробуем в действии формулу Эгри-Фрея на очень простом примере - русской народной сказке "Колобок".
Для начала разберемся - является ли "Колобок" драматическим произведением? Я полагаю, что нет. Почему? В драматическом произведении герой должен столкнуться с дилеммой, а в "Колобке" ее днем с огнем не сыщешь. Что же, давайте ее выдумаем. Ведь мы же творческие люди.
Но, прежде чем продумывать дилемму, задумаемся о целях, которые может преследовать наш герой. Ведь основная дилемма и цель - вещи взаимосвязанные.
Колобок стремится обрести свободу. Как вам такая цель? По мне - вполне себе ничего.
Представим, что Колобок сталкивается со следующей дилеммой. Он родился и живет в деревне (это относится к завязке). Дед и бабка его угнетают. Заставляют по утрам рано вставать, чистить зубы, застилать за собой постель и прочее. Короче, тиранят, как могут. Колобку это не нравится. Ведь он взрослеет, ему хочется самостоятельности, тискать по вечерам в кустиках молоденьких лепешек, а его заставляют сидеть дома и готовиться к ЕГЭ.
В результате возникает внешний конфликт, конфликт двух поколений: между стариками и Колобком. В теории это называется противоборствующие силы.
На внешний конфликт накладывается внутренний. С одной стороны Колобок любит дедку и бабку, ему тепло и сытно в их деревенском доме. С другой стороны, формируясь как личность, он уже не в силах терпеть стариковскую тиранию. И он сбегает из дома. То есть, дилемма разрешается через выбор. Колобок принимает решение.
Цель Колобка - попасть в город и там вволю надышаться воздухом свободы. Но для этого ему нужно прежде выбраться из леса. На этом пути его поджидают препятствия в виде зайца, волка и медведя. Колобку удается ускользнуть от этих злодеев, но кризис нарастает: каждый последующий противник страшнее предыдущего. А если кризис нарастает, это значит, что мы приближаемся к кульминации. И вот она наступает.
Колобку грезится, что цель очень близка. Уже видна между деревьев опушка леса, а за ней - городские окраины. Но тут Колобок напарывается на лису. Ему представляется, что уж от этой-то рыжей простушки он спокойно отделается. Но здесь и проявляется его житейская неопытность. Лиса оказывается гораздо опаснее волка и медведя. Наступает развязка - лиса съедает Колобка. За мгновение перед смертью Колобок успевает подумать о том, как он был неправ, сбежав из дома. Но - поздно пить боржом.
Самое время огласить ИДЕЮ произведения: безрассудное стремление к свободе приводит к гибели.
Теперь можно подумать и о морали - сказка ведь, все-таки. Мораль может быть, к примеру, такой: слушайся старших, а не то...
Непредвзято сравнив два варианта сказки, мы должны согласиться с тем, что второй вариант не только гораздо увлекательнее, но и гораздо внятнее первого. Мы получили на выходе настоящее ДРАМАТИЧЕСКОЕ произведение ("Овод" отдыхает), не только с колоритным мотивированным персонажем, но и с четко выраженной моралью. А все благодаря тому, что мы задумались об ИДЕЕ.
Но стоит поменять один из компонентов произведения, и сюжет повернется в другую сторону. Например, представим, что в основе дилеммы лежит желание стариков съесть Колобка. Чувствуете, какой триллер может получиться? А если Лиса - вампир? Не правда ли - даже дух захватывает!
Уточним для порядка и полной ясности, какой тип идеи мы использовали в данном случае. Очевидно, что здесь речь идет об идее противоборствующие силы. Но заметим, что в таком сюжете может быть использована (параллельно) и идея цепная реакция. В этом случае толчок разрастанию конфликта между стариками и Колобком дает конкретная ссора (вариант - происшествие) по какому-то поводу. Например, старики узнают, что их сопливый внучок обрюхатил соседнюю Пышку, и собираются по этому случаю как следует надрать ему задницу... Дерзайте.
Для чего нужна идея ?
Можно ли писать романы, не формулируя идеи? Наверное, можно. Но это не очень продуктивно. Фрей приводит историю популярной американской писательницы Джины Оуэн.
Джина Оуэн в работе "Профессиональный подход к созданию художественного произведения" (1974) рассказывает о том, как писала, основываясь на интуиции. Она, как и многие писатели, парящие на крыльях вдохновения, "почтительно выслушивала любого, кто рассуждал о персонажах, диалогах или точках зрения, высказанных в художественных произведениях, мысленно преклоняясь перед одним только упоминанием о том, как строить сюжет". Однако когда речь заходила об идее (которую она называет "темой"), она "тут же меняла разговор, т. к. считала, что речь идет о чем-то несущественном".
Однажды Оуэн собиралась писать роман и пришла в издательство с четким планом, продуманным сюжетом и "впечатляющим досье" на главных персонажей. Издатель вдруг спросил об идее. Она была озадачена вопросом и призналась, что об идее романа не задумывалась.
Тогда издатель заявил, что ему не о чем с ней говорить. Оуэн вернулась домой и долго размышляла над состоявшимся разговором. Она внимательно изучила каждый из своих романов, пытаясь найти в них идеи, и пришла к потрясающему выводу. Подавляющее большинство романов, которые не удалось продать издательствам, не имели идеи. Зато во всех романах, имевших успех, идея присутствовала!
"С той поры, - пишет Оуэн, - я получила море чеков за рассказы, повести и романы. Не извлеки я тогда урок, все эти произведения никогда не увидели бы свет".
Так или иначе, идея присутствует в любом литературном (драматическом) произведении. Если ее невозможно вычленить, то следует задуматься над вопросом: чего же это мы такое сочинили (прочитали)?
Чем крупнее произведение, тем важнее для него наличие идеи.
Можно сочинять и, не имея идеи (не формулируя ее). Но с нею - легче, проще и удобнее, чем без нее. Как минимум.
Не надо путать (хотя бы - терминологически) идею с замыслом и темой. Замысел - прообраз, основа сюжета, это суть содержания произведения, вопрос "о чем оно?". Идея, это смысл произведения, вопрос "для чего оно написано автором, что он хотел доказать?". Замысел , как и тема (основной предмет повествования), раскрывается через последовательную цепь событий, идея доказывается на примере изменений, происходящих с героями.
Кроме того, Фрей просит не путать идею с моралью. Мораль следует за идеей и, как правило, вытекает из нее. Иными словами, сначала докажите идею, а потом уже морализируйте. Не будем останавливаться на этом вопросе подробно, ограничимся понятием. Мораль - это то, чему учит данное произведение.
Процесс создания произведения может начинаться с персонажа, случая (события), истории, темы, идеи - в таком порядке, обратном порядке и в любом порядке. Это не принципиально - что именно дает толчок для создания произведения. Важно правильно понимать, какая роль отводится каждому элементу.
Например, С. Кинг считает, что "лучшие произведения всегда оказываются о людях, а не о событиях, то есть ими двигают характеры, а не ситуации. Но если выйти за пределы короткого рассказа, то я уже не очень верю в исследование характеров; по-моему, в конце концов, главным становится история". Как видим, понятие "идея" Кинг в этом концептуальном для себя пассаже вообще не употребляет. Он считает, что основу любого произведения составляют персонажи и их история (сюжет). Так для чего же нужна идея?
По мнению Фрея, идея задает и определяет главный вектор произведения, по которому и развиваются события (всегда по одной схеме): персонажи вступают в конфликт, ведущий к кульминации. Например, если идея произведения "великая любовь приводит к смерти", это значит, что в произведении действуют герои, которые влюбляются, а затем погибают ("Ромео и Джульетта").
Но стоит изменить идею произведения, как сразу меняется его содержание. Например, доказывая идею "великая любовь приводит к счастью", мы получаем в итоге любовную версию "Капитанской дочки".
Приближаясь к завершению, не могу не упомянуть стандартную формулировку идеи, приводимую в российских учебниках по литературоведению: "Идея есть главная мысль, лежащая в основе произведения, реализуемая через систему образов и раскрываемая во всей структуре произведения".
По мне - ничего себе формулировка, нормальная, обо всем и ни о чем. С определенной оговоркой и коррекцией можно применить, например, к понятию ТЕМА. Писать с помощью такой формулировки романы уж точно не получится. Но для общего развития пригодится.
В заключение процитирую еще раз Стивена Кинга:
"...Начинать с вопросов и идейных соображений - рецепт создания плохой литературы. Хорошая литература всегда начинается с темы (истории) и развивается к идее, и почти никогда не бывает наоборот... Но когда сюжет уже лег на бумагу, надо подумать о том, что он значит, и в следующие варианты (имеется в виду "варианты сюжетного плана" - прим. мое) вписать свои заключения. Не сделать этого - значит лишить свою работу (и читателя, в конечном счете) того видения, которое и делает каждую написанную вами вещь вашей и только вашей".