Мир “Дозоров” Сергея Лукьяненко Данный текст не имеет никакого отношения к делу Света.
Ночной Дозор
Данный текст не имеет никакого отношения к делу Тьмы.
Дневной Дозор
Вы никогда не задумывались о том, что ваши добропорядочные соседи по лестничной клетке могут оказаться самыми настоящими вампирами? О том, что стены самой обычной московской коммуналки сплошь заросли синим мхом, а после короткой перебранки с рыночной торговкой над вашей головой расцветает маленький черный смерч? О том, что случайно встреченный в метро молодой человек — на самом деле светлый маг, а в банальном поезде “Ташкент—Москва” специально обученный курьер везет волшебный артефакт невиданной силы? Все это можно увидеть собственными глазами, достаточно поднять с мостовой собственную тень и войти в сумрак. Получилось? Поздравляем, вы больше не человек. Вы — Иной, и теперь вам придется выбрать, Свету служить или Тьме.
Фэнтези на улицах Москвы
Чтобы попасть в мир “Дозоров” Сергея Лукьяненко, не надо забираться в звездолет на мю-пи-мега-ионной тяге, изобретать машину времени или открывать межпространственный портал. Фантастика происходит здесь и сейчас, достаточно руку протянуть. Красная площадь и Останкинская телебашня, старый Арбат и новостроенный элитный жилой комплекс, песни “Арии” и “Воскресения”, советское прошлое и неопределенно-демократическое настоящее — все это нам близко и знакомо. Читателю не придется вникать в политические перипетии между Ликарией и Великой Северо-западной Империей, разбираться, чем кобольды отличаются от гномов, и запоминать названия Приморских баронств — но от этого “Дозоры” не становятся менее интересными, скорее даже наоборот. Ведь прозаическая реальность под пером Лукьяненко рассматривается под новым и необычным углом — с точки зрения существования в нашем мире развитой и тщательно скрытой от глаз непосвященных магии. Летний ураган в Москве оказывается следствием сильного волшебного ритуала, задержка пуска комического корабля — вторжения на Байконур вампира, а строительство социализма — крупным проектом Светлых. Что уж говорить о “простых” житейских отношениях, о любви и ненависти, пропущенных через призму магии и ответственности за все человечество.
Да, именно ответственности за все человечество — не более и не менее. Ибо Иные, хотя и любят повторять, что людьми не являются, и всячески подчеркивать эту свою отстраненность от остального человечества, на деле существовать без людей попросту не могут. И дело не только в том, что Иные рождаются в обычных человеческих семьях, а в семьях Иных часто рождаются самые обычные люди. Дело в том, что все магические силы Иных — от самых обычных людей, а в одиночку даже самый могущественный Иной беспомощен, как ребенок.
Вступить в собственную тень
Объяснить, что такое сумрак — ключевое, пожалуй, понятие для мира “Дозоров”, — сложно, гораздо легче его описать. Сумрак — нечто вроде параллельного мира, в некотором роде эмоциональной составляющей физической реальности, или же то, что нынче модно называть астральным (или же эфирным) планом. Войти в него могут только Иные — уже описанным способом, подняв свою тень и шагнув в нее. Звуки приглушаются, цвета блекнут, а глазам вошедшего открываются не виданные ранее картины. Всякий человек — равно как и Иной — оказывается окруженным разноцветной аурой, по которой можно судить о его настроении, характере, сущности. Иные, помимо этого, предстают в своем сумеречном облике: оборотни становятся похожими на зверей, вампиры — на мертвецов; темные маги приобретают черты демонов, а светлые, судя по всему, ангелов (хотя нигде в книгах этого прямо не говорится). Любое, даже мимоходом высказанное проклятье отражается в сумраке черной воронкой над головой проклятого, и, как правило, ничего хорошего от этой воронки ожидать нельзя. Исчезают все возможные языковые барьеры, а за строчками газетных статей проявляются истинные мысли писавшего их журналиста (попробуйте, например, посмотреть через сумрак на эту страницу — узнаете много нового и интересного).
В сумраке происходит абсолютное большинство столкновений между магами. По целому ряду причин. Прежде всего, считается, что сумрак, являясь эмоциональной проекцией “реального” мира, дает Иным магические силы. С магической точки зрения можно назвать сумрак своеобразным “теплообменником” — здесь накапливается эмоциональная энергия всего мыслящего на земле, которой потом могут воспользоваться маги. Впрочем, в сумраке магов подстерегает самое страшное, что может с ними случиться, — развоплощение. Маг, вошедший в сумрак и растративший там все свои силы, теряет власть над ним и становится его жертвой. Сумрак полностью высасывает жизнь неосторожного, и от того остается только призрачная оболочка, время от времени появляющаяся перед более удачливыми Иными. Другая причина — недоступность сумрака для простых смертных. В сумраке можно практически безнаказанно заниматься чем угодно предосудительным — от курения в метро до разворачивания оперативного штаба в простой советской квартире (причем хозяева будут мирно спать за стенкой, и не подозревая о происходящем). Наконец, время в сумраке течет медленнее, чем в “реальном мире”, что способствует быстроте движений и нечеловечески чувствительной реакции.
Помимо Иных и их злосчастных призраков, в сумраке можно встретить некоторых животных (например, котов и кошек, традиционно “ведьмовских” зверей) и растение-паразит, характерное только для сумрака — так называемых синий мох. Синий мох покрывает стены зданий (обычно лестничных клеток, лифтовых шахт, торговых ларьков и т. п.) и питается эмоциями. В принципе, никакого вреда от него нет, но маги предпочитают выжигать синий мох, если у них есть такая возможность. Другие животные, например, собаки, могут чувствовать сумрак и его обитателей, в частности, вампиров и оборотней.
Сумрак многослоен, причем если первый его слой доступен всем без исключения Иным, то второй и последующие — наиболее сильным и опытным из них. Схема погружения на следующий слой остается той же: найти, теперь уже в сумраке, собственную тень, поднять и шагнуть в нее. Вот только с каждым слоем процедура эта становится все более сложной. Кроме того, если первый слой сумрака в основном похож на отражаемый им мир, то более глубокие уровни все разительнее отличаются от него. Например, уже на втором слою сумрака почти нет высоких зданий, и войдя на него, находясь, например, на тридцатом этаже, Иной начнет медленно, но верно падать вниз.
Ходящие в сумраке
Время от времени среди людей рождаются личности с некоторыми, возможно, генетическими отклонениями, позволяющими им входить в сумрак. Таких существ и называют Иными — подчеркивая их отличие от остального человечества. Природа их особенностей точно не определена, что, впрочем, не мешает этими особенностями пользоваться направо и налево. Первые контакты Иных с сумраком относятся к первобытным временам — именно так появились первые шаманы и ведьмы. Понятное дело, что тогда волшебство было во многом интуитивно и экспериментально. Постепенно, с развитием знаний Иных о сумраке, появилась практика инициации — уже состоявшиеся волшебники разыскивали потенциальных Иных, готовили их к первому вступлению в сумрак и обучали магическому искусству. Так обстоит дело и в наше время.
Внутри Иных существует четкая иерархия, место в которой каждого зависит от его могущества и опыта. Существует семь уровней магов, самым сильным из которых является первый, а также понятие “Волшебник вне категорий”. К последним относятся Высшие маги и Великие волшебники (которых во всей истории человечества были считанные единицы). Приблизительно определить уровень мага можно уже по тому, как его называют. Низшие ступени зовутся обычными “человеческими” именами и фамилиями, магов первого уровня обычно называют просто по именам, а большинство волшебников вне категорий, особенно самые древние из них, носят псевдонимы.
Мир Иных строго разделен на белое и черное, Добро и Зло, Свет и Тьму. Основное отличие — в отношении к простым людям. Вот как объясняет его главный герой “Дозоров” Антон Городецкий: “Если ты выбираешь Свет — ты не будешь применять свои способности для личной выгоды. Если ты выбрал Тьму — это станет для тебя нормальным. Но даже черный маг способен исцелять больных и находить пропавших без вести. А белый маг может отказывать людям в помощи”. Если копать глубже, становится понятно, что разница между Светом и Тьмой в трактовке Лукьяненко исчезающе мала. Куда заметнее разница между людьми и Иными. И, вместе с тем, всякий Иной четко знает, Темный он или Светлый. Эту печать накладывает на него знакомство с сумраком. Именно от эмоционального состояния Иного в момент его первого входа в сумрак зависит, на какую сторону он встанет. И какой стороне он будет служить всю свою нечеловечески долгую жизнь.
Борьба Темных и Светлых за человечество идет с переменным успехом уже многие тысячелетия. В какой-то момент (точной даты не указывается, но, очевидно, около полутысячи лет тому назад) Иные осознали, что средства в их противостоянии явно не соответствуют цели, и решили принять цивилизованные правила войны. Они пошли на беспрецедентный шаг — между Светом и Тьмой был заключен Договор. Вот его полный текст:
Мы — Иные,
Мы служим разным силам,
Но в сумраке нет разницы между отсутствием тьмы и отсутствием света.
Наша борьба способна уничтожить мир.
Мы заключаем Великий Договор о перемирии.
Каждая сторона будет жить по своим законам,
Каждая сторона будет иметь свои права.
Мы ограничиваем свои права и свои законы.
Мы — Иные.
Мы создаем Ночной Дозор,
Чтобы силы Света следили за силами Тьмы.
Мы — Иные.
Мы создаем Дневной Дозор,
Чтобы силы Тьмы следили за силами Света.
Время решит за нас.
С Великого Договора, в сущности, и берет свое начало описанный в романах мир “Дозоров”. В Дозоры — Ночной и Дневной — идет элита Иных, около половины практикующих магов, волшебниц, ведьм, колдунов, вампиров и оборотней. Дозоры же, являясь крупнейшими организациями Иных, занимаются главными магическими проектами, договариваются о решении возникающих проблем, определяют политику Иных по отношению к людям. Над Дозорами стоит Инквизиция, не относящаяся ни к Темной, ни к Светлой стороне.
Ночной Дозор
Любой более-менее крупный населенный пункт, где есть хотя бы десяток Иных, может похвастаться собственными Дозорами. Дозоры есть и в провинциальном американском городке, и в многомиллионных японских мегаполисах. Поскольку действие книг Лукьяненко разворачивается в России, основное внимание в них уделено московским Дозорам — крупнейшим и сильнейшим в нашей стране и далеко не последним на мировой арене. О них пойдет речь и у нас.
Активный состав и оперативный резерв Ночного Дозора города Москвы составляет пара сотен Иных. В большинстве своем это светлые маги и волшебницы самого разного уровня и профиля, хотя реальную силу Дозора составляет несколько десятков чародеев трех высших уровней. В отдельную группу следует выделить так называемых боевых магов-перевертышей, являющихся светлым аналогом оборотней (хотя оборотнями их лучше не называть). В Дозоре выделяются оперативный и аналитический отделы, а финансовым обеспечением занимается ряд совершенно легальных фирм. При Дозоре существуют образовательные курсы, на которых обучают новоинициированных Иных. Штаб-квартира Ночного Дозора, замаскированная под обычный офис, расположена в четырехэтажном здании на Соколе, весь персонал которого — до охранников и сантехников — набирается из числа Иных.
Во главе Ночного Дозора стоит Гесер (также известный как Борис Иванович), один из самых могущественных светлых волшебников в мире. Родился в Тибете около тысячи лет назад, приблизительно в XV веке перебрался в Европу, принимал участие в заключении Великого Договора, в начале XX века работал дозорным в Средней Азии, после чего пересел в кресло начальника московского Дозора. Гесеру принадлежит не последняя (а иногда и ключевая) роль в крупнейших социальных экспериментах светлых магов, к числу которых относится и построение социализма в одной отдельно святой стране. Личным хобби Бориса Ивановича является коллекционирование узкоспециализированных сообществ вроде экстремальных парашютистов, байкеров или жертв насильственного заражения холерой — в каждом из них он видит маленькую модель своего подопечного Дозора.
Целью Светлых является причинение минимально возможного вреда. Они даже разработали специальное заклинание — реморализацию — позволяющее им сделать наиболее верный выбор с точки зрения такого критерия. Если же Светлый совершает поступки, которые сам считает противоречащими этому принципу, он самостоятельно развоплощается. Впрочем, и здесь есть свое “но” — каждый сам определяет ту грань, за которой цель перестает оправдывать средства.
Дневной Дозор
Дневной Дозор до определенной степени является отражением Дозора Ночного — вот только труба повыше и дым погуще. Это и понятно: Темные не чувствуют себя связанными какими бы то ни было моральными ограничениями, и вполне могут в промышленных масштабах превращать свинец в золото, уголь — в алмазы, а резаную бумагу — в американских президентов. Начать с расположения — резиденция Дневного Дозора находится на Тверской, в двух шагах от Кремля. Она встроена в семиэтажный жилой дом и занимает три дополнительных этажа, которые видны исключительно в сумраке. Несмотря на повышенный эмоциональный фон от жильцов, такое устройство дает одно неоспоримое преимущество: в случае нападения Светлых на штаб-квартиру они будут вынуждены сдерживать себя, дабы не подвергнуть опасности жизни обычных людей. Руководит Дневным Дозором Завулон, темный маг, сравниться с которым по мощи из московских, да и российских Иных может только Гесер.
Дневной Дозор представляет собой довольно разношерстую и довольно разобщенную организацию, во многом сдерживаемую личным авторитетом Завулона. Удары в спину, предательства и принесение собственных коллег в жертву личным планам — обычная практика для Темных. Помимо “просто” магов, в Дневном Дозоре служат ведьмы, вампиры и оборотни. Ведьма — не просто темный аналог светлой волшебницы; разница между ними скорее не в стороне, а в подходе к магии. Если волшебницы предпочитают оперировать чистой энергией, то чародейства ведьмы во многом завязаны на амулеты и артефакты. К вампирам (кроме, разумеется, Высших вампиров) и оборотням в Дневном Дозоре относятся, как к пушечному мясу, и редко считают их за полноценных Иных.
Говоря о Темных, необходимо упомянуть и такое явление, как Зеркало. Зеркало — довольно редкое явление, порождение сумрака, цель которого — восстановить пошатнувшееся равновесие между Светом и Тьмой. Строго говоря, Зеркало может прийти как на ту, так и на другую сторону, но в большинстве задокументированных случаев оно появлялось в стане Темных — очевидно, как реакция на амбициозные социальные эксперименты Ночных Дозоров. Зеркалом, как правило, становится сторонний слабый Иной или вообще человек. Его цель обычно — уничтожить или истощить чрезмерно сильного мага или волшебницу. Зеркало постепенно совершенствуется, накапливает силу, с каждой атакой на него становясь только могущественнее, а исполнив свою миссию, развоплощается.
Инквизиция
Инквизиция, иногда образно называемая Сумеречным Дозором, вовсе не является некоей третьей силой в мире Дозоров. Это относительно скромная (по численности, но никак не по авторитету) организация, стоящая над Дозорами и следящая за соблюдением Великого Договора. Серые плащи Инквизиции надевают как Светлые, так и Темные — те из них, кто в полной мере ощущает катастрофические последствия нарушения Договора. Как признался Антону Городецкому один из Инквизиторов: “Вас держит всего лишь страх. За себя или за людей — не важно. А нас держит ужас. И потому мы соблюдаем Договор”.
На заседаниях Инквизиции происходят крупнейшие судебные разбирательства между Светлыми и Темными и выносятся окончательные приговоры. Наказания суровы — развоплощение или лишение магической силы, причем последнее зачастую оказывается куда тяжелее первого. Инквизиция держит под своим контролем особо сильные артефакты, а также владеет ценными магическими знаниями, недоступными Дозорам. Европейское бюро Инквизиции сейчас расположено в Праге (его местонахождение меняется каждые пятьдесят-сто лет), а штаб-квартира московского отделения находится на вершине главного здания МГУ на Воробьевых горах.
* * *
Происходящее в мире “Дозоров” в первом приближении можно определить как мистический детектив. Ночной Дозор выслеживает вампиров и оборотней, охотящихся без лицензии, Дневной Дозор ловит превысивших свои полномочия светлых магов, Инквизиция предает нарушителей справедливому суду. Но все это происходит на фоне непрекращающейся политической игры, запутанных многоходовых интриг, цель которых — поворот всего человечества к добру или ко злу. “Дозоры” — это сложная и бесконечная партия в шахматы, где игроки жертвуют пешками ради фигур, фигурами — ради стратегического преимущества, и вместе с тем каждый из них понимает, что ни одна сторона не возьмет верха в этой жестокой игре. Ибо граница между Светлыми и Темными куда тоньше, чем пропасть, разделяющая Иных и людей. Стереть эту пропасть не под силу даже самому могущественному из магов — честолюбивый вампир Костя Саушкин, одержимый идеей превратить всех людей в Иных, гибнет на пороге исполнения своей мечты. Против него объединяются и Светлые, и Темные, и Инквизиция. “Счастья для всех” не бывает — вот жестокая мораль, положенная в основу такого знакомого и такого притягательного мира “Дозоров”.
Произведения по миру "дозоров"
Сергей Лукьяненко
Ночной Дозор (1998)
Дневной Дозор (2000) // Соавтор: Владимир Васильев
Сумеречный Дозор (2003)
Последний Дозор (2005)
Мелкий Дозор (2007) [рассказ]
Ночной дозор (2009) [комикс]
Владимир Васильев
Лик Черной Пальмиры (2003)