Зона для всех
Серия S.T.A.L.K.E.R. Зона — это вам не пикник на обочине.
Сергей Недоруб «Песочные часы»
Книжные циклы, основанные на фильмах, сериалах или компьютерных играх, с каждым годом обретают все большую популярность. Названия подобных литературных проектов известны многим любителям фантастики, однако до последнего времени наиболее успешные из них были родом из-за рубежа. Ситуацию удалось переломить отечественной серии S.T.A.L.K.E.R., которая сумела добиться просто невероятного успеха. На последнем «Росконе» ее признали лучшим мультимедийным проектом 2008 года.
Первый роман межавторского цикла S.T.A.L.K.E.R. появился на прилавках весной 2007 года одновременно с выходом игры-первоисточника «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля». Издательство «Эксмо», памятуя о коммерческом провале предыдущей серии игровых новеллизаций — трилогии «Герои уничтоженных империй» Ильи Новака, — решило перестраховаться, выпустив стартовые книги из серии S.T.A.L.K.E.R. весьма скромным тиражом. Однако всего за год тиражи романов цикла выросли почти в десять раз и ныне приближаются к стотысячной отметке. Многим признанным мэтрам отечественной фантастики о таких достижениях остается только мечтать. Давайте попробуем понять, в чем секрет феноменального успеха серии, а заодно разберемся во всех хитросплетениях этого литературного проекта.
Фантазия на тему
Не секрет, что украинские разработчики, более шести лет трудившиеся над игрой «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля», позаимствовали базовую идею и концепцию мира из повести братьев Стругацких «Пикник на обочине».
Согласно сюжету книги, во второй половине двадцатого века Землю посетили таинственные инопланетяне, оставив на поверхности планеты шесть страшных шрамов — небольших территорий, где наблюдается множество необъяснимых явлений, аномалий, большинство из которых убийственно для всего живого. Власти нарекли такие земли Зонами и закрыли в них доступ. Как известно, если нельзя, а очень хочется — то можно. Причин стремиться в Зоны немало, ведь только там можно найти ценнейшие артефакты, обладающие невероятными свойствами. Наиболее легендарный и могущественный из них — «Золотой шар», который, по слухам, способен выполнить любое желание. Отчаянных одиночек, которые, презрев запреты и опасности, отправлялись в Зоны на поиски драгоценных артефактов, называли сталкерами.
Мир Зоны, который у братьев Стругацких был лишь ярким выразительным средством, помогающим раскрыть характер главного героя романа — сталкера Рэда Шухарта, — лег в основу амбициозного игрового проекта киевской компании GSC Game World. Впрочем, украинские сценаристы самым кардинальным образом изменили образ Зоны и ее обитателей, а имена Стругацких даже не попали в финальные титры игры. От мира «Пикника на обочине» игра «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» унаследовала лишь концепцию аномалий и артефактов (к примеру, «Золотой шар» трансформировался в «Монолит»), да образ сталкеров, бродяг вне закона.
Согласно сюжету игры, в 2006 году Чернобыльская АЭС «чихнула» во второй раз, да так, что первый взрыв показался легким морским бризом на фоне урагана в девять баллов. Причина взрыва так и осталась загадкой, но последствия оказались ужасающими. На много километров вокруг злосчастной АЭС образовалась Зона, где безраздельно властвовали жуткие мутанты, а каждый шаг мог стать последним из-за смертельно опасных ловушек-аномалий.
Однако, как и в мире «Пикника на обочине», людская жадность пересилила инстинкт самосохранения и уже спустя год в Зону начали проникать первые охотники за артефактами, которые из-за своих уникальных свойств оказались высоко ценимы по всей Земле. Задача местных сталкеров усложнялась из-за чрезмерного уровня радиации — как-никак, Чернобыль! Еще одна напасть — регулярные Выбросы, постоянно меняющие облик Зоны и порождающие все новые аномалии, мутантов и артефакты.
Разработчики резонно посчитали, что грешно не развить такой яркий мир за рамками игры, которая еще до выхода стала культовой. Потому задолго до ее релиза было принято решение об издании цикла романов, написанных по ее мотивам. Так, практически одновременно с игрой в продаже появился и мрачно оформленный томик, озаглавленный «Тени Чернобыля». Можно было подумать, что книга — типичная новеллизация, банальный литературный пересказ сюжета игры, однако все оказалось не так тривиально.
Чтобы подогреть интерес армии игроков, GSC Game World объявила конкурс рассказов, написанных на основе мира Зоны, многие детали которого стали широко известны еще на стадии разработки игры. Лучшие из сочинений конкурсантов и вошли в сборник «Тени Чернобыля». Естественно, ни о каком строгом соответствии сюжетов и официальной истории S.T.A.L.K.E.R. речи идти не могло, ведь авторы основывались даже не на готовом продукте, а лишь на своих ожиданиях от будущей игры.
Однако эксперимент оказался удачным — книга разошлась внушительным тиражом, и в преддверии выхода игрового приквела «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» (2008 г.) был проведен аналогичный конкурс, по итогам которого напечатали сборник «Чистое небо».
Первый сталкер на деревне
Вслед за «Тенями Чернобыля» увидел свет роман «Зона поражения» молодого писателя, скрывающегося под псевдонимом Василий Орехов, — именно это произведение заложило фундамент и определило вектор развития всего проекта.
Орехов решил не продолжать сюжет игры-первоисточника, поведав собственную историю, действие которой разворачивается спустя много лет после появления Зоны и приключений оригинального героя Меченого. Главным действующим лицом «Зоны поражения» стал опытный сталкер по прозвищу Хемуль. Завязка сюжета не отличается оригинальностью: Хемулю предлагают плевое дело и сулят огромный гонорар. Всего-то и требуется организовать для группы туристов сафари по Зоне, да вывести любителей острых ощущений обратно живыми. Однако, как водится, ситуация оказывается гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд: Хемулю и его спутникам предстоит иметь дело с таинственными Хозяевами Зоны. И, как результат — много приключений, сражений с жуткими монстрами, драйва и юмора.
Вскоре после «Зоны поражения» вышли еще два романа — «Дезертир» Алексея Степанова и «Дом на болоте» Алексея Калугина. Примечательно, что все три книги очень сильно отличались друг от друга, как по атмосфере, так и по построению сюжета.
«Дезертир» посвящен солдату, который оказался вынужден скрываться в Зоне. Здесь Зона показана жутким местом, убивающим в людях все человеческое и превратившим героя в настоящего монстра. А Алексей Калугин в «Доме на болоте» попытался продемонстрировать внутренний мир человека, приходящего в Зону ради обогащения, заодно рассказав о буднях знаменитого Болотного Доктора, латающего нерадивых сталкеров. В книге Калугина, в отличие от большинства других романов серии, практически отсутствует действие — ставка сделана на раскрытии характеров главных героев, среди которых нашлось место даже зомби.
Наиболее успешным оказался взгляд на Зону Василия Орехова, который вскоре порадовал читателей второй частью похождений Хемуля. Причем роман «Линия огня», хотя практически и не отличался по стилю от «Зоны поражения», был уже гораздо сильнее связан с оригинальной игрой. В финале книги даже появился незабвенный Меченый и раскрылись некоторые тайны проекта «О-Сознание».
Судя по всему, невероятная популярность первых романов цикла оказалась большим сюрпризом для самих издателей — по крайней мере, после выхода первых четырех томов последовал длительный перерыв. «Эксмо» потребовалось более полугода, чтобы наладить регулярный выпуск новых романов под брендом S.T.A.L.K.E.R. Сам собой напрашивается вывод, что поначалу ни о какой долгоиграющей серии речи не шло, и лишь убедившись, что цикл заслужил любовь множества читателей, издатели всерьез занялись проектом.
К работе над серией подключились новые авторы — в основном уже достаточно опытные российские писатели. Одним из первых оказался Вячеслав Шалыгин, на счету которого уже было свыше десятка романов, написанных преимущественно в жанре боевой фантастики. Романы «Обратный отсчет» и «Черный ангел», сочиненные им для серии S.T.A.L.K.E.R., относятся именно к излюбленному жанру автора. От остальных произведений серии эти книги отличает образ главного героя: Андрей Лунев — наемник, и потому действует совсем не так, как сталкеры, да и поработать на местных военных он не считает чем-то зазорным.
Поучаствовал в работе над книжной серией и один из сценаристов игры S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky Андрей Левицкий, написавший два романа о неразлучных напарниках Химике и Пригоршне. В «Выборе оружия» сталкеры просто попадают в необычную аномалию, этакий Чернобыльский вариант Бермудского треугольника — небольшой параллельный мирок, из которого им приходится выбираться с боями. А в «Сердце зоны» приятели занимаются уже более традиционным сталкерским ремеслом: выполняя задание очень настойчивого клиента, стремятся к центру Зоны, не догадываются, что, пережив десятки стычек, узнают страшную тайну...
Кто в лес, кто по дрова
Хотя общий настрой и основные темы серии уже определились, эксперименты в этой сфере продолжаются, чему способствует и регулярное привлечение к проекту новых авторов. Некоторые, не мудрствуя лукаво, просто идут по стопам Орехова: придумывают очередного необычного сталкера, дают ему какую-нибудь странную миссию и на четыреста-пятьсот страниц расписывают многочисленные приключения, сражения с мутантами и стычки с иными обитателями Зоны. Эти книги честно развлекают читателя, не претендуя на нечто большее.
Сочинить в меру увлекательный фантастический боевик для опытного автора — дело техники, а успех книге, написанной в таком стиле, практически гарантирован. Наглядным доказательством могут служить романы «Эпицентр удачи» Дмитрия Янковского или «Песочные часы» Сергея Недоруба. Последний, впрочем, слегка соригинальничал, попытавшись объяснить появление Зоны попыткой вторжения обитателей параллельной реальности. Даже Алексей Калугин в своем втором романе «Мечта на поражение» явно сместил акцент на действие, отправив сталкера Гупи в лихую одиссею по Зоне в весьма странной компании. Философские же размышления о влиянии Зоны на человека лишь вплетены между строк фантастического боевика.
Однако порой авторы отваживаются замахнуться на большее. Ярким примером может служить роман «Холодная кровь» Романа Глушкова, который сделал главным героем бойца особого подразделения российских войск Кальтера, выполняющего секретное задание на территории Зоны. Там майору предстоит не только многое узнать о себе, но и столкнуться с путешественницей во времени, которая откроет ему правду о Зоне — в будущем это клеймо на теле Евразии станет благословением человечества. Конечно, подобный оптимизм не слишком вяжется с мрачным обликом Зоны, знакомой нам по играм, но в целом попытка скрестить боевик о невероятно крутом герое с серьезной научной фантастикой писателю удалась.
Очевидно, что порой романы серии вступают в противоречие друг с другом, да и вообще у авторов цикла Зона зачастую выглядит совершенно по-разному. Один писатель утверждает, что сталкеры предпочитают работать только в одиночку, у другого они ходят по Зоне лишь большими слаженными командами и вовсю используют юных помощников как «пушечное мясо»... Однако то, что для другой межавторской серии стало бы фатальным недостатком, превратилось в фирменную фишку S.T.A.L.K.E.R.: у каждого автора свой уникальный взгляд на Зону. Между собой книги различных авторов практически не связаны — разве что антуражем и отдельными мотивами, и потому могут читаться в любом порядке. Дело вкуса, каким книгам отдать предпочтение. А выбрать есть из чего: на данный момент уже издано двенадцать романов и два сборника рассказов — и это только начало.
***
Структура цикла S.T.A.L.K.E.R. выделяет его на фоне всех прочих межавторских циклов. Если писатели, сочиняющие романы по мотивам «Звездных войн» или Warhammer 40000, по мере сил стараются соответствовать первоисточнику, а редакторы стремятся избегать противоречий между различными произведениями, то в данном случае мы наблюдаем совершенно иную картину. Отечественные авторы решили не копировать западные аналоги, а искать свой путь. Пожалуй, серию S.T.A.L.K.E.R. можно сравнить со сборником рассказов, написанных самыми различными авторами, но с единой отправной точкой.
Правда, есть слабая надежда, что дальше серия будет развиваться менее хаотично: уже сейчас редакторы проекта согласуют с авторами четкие планы, где, в традициях всей «литературы по мотивам», сразу оговаривают — вот над этой линией можешь изгаляться как хочешь, а здесь — не моги своевольничать. Впрочем, параллельно с этим в рамках серии начинают издаваться и лучшие «фанфики» — ведь «подсевшим» читателям хочется еще и еще, а даже лучший автор не в состоянии выдавать больше определенного количества страниц в день.
Теоретически, будущее серии S.T.A.L.K.E.R. выглядит сейчас настолько оптимистично, насколько это вообще возможно. И хотя к качеству некоторых текстов у нас есть вполне обоснованные нарекания, нельзя не порадоваться за столь масштабный успех первого крупного отечественного проекта.
Полная хронография серии:
романы:
Александр Зорич
Беглый огонь
Алексей Бобл
Воины Зоны
Алексей Калугин
Дом на болоте
Мечта на поражение
Пустые Земли
Алексей Степанов
Дезертир
Андрей Левицкий
Выбор оружия
Сердце Зоны или Операция "Чистое небо"
Сага Смерти: Мгла
Андрей Левицкий, Лев Жаков
Охотники на Мутантов
Андрей Ливадный
Контрольный выброс
Василий Орехов
Зона поражения
Линия огня
Виктор Ночкин
Слепое пятно
Вячеслав Шалыгин
Обратный отсчет
Черный Ангел
Тринадцатый Сектор
Дмитрий Янковский
Эпицентр удачи
Роман Глушков
Холодная кровь
Свинцовый закат
Сергей Вольнов
Ловчий желаний
Сергей Недоруб
Песочные часы
Сборники рассказов
Тени Чернобыля
Ежи Тумановский. «Клык».
Дмитрий Калинин. «Первый».
Ян Олешковский. «Трудная мишень для ефрейтора Кердыбаева».
Critic. «Оборотень».
Роман Куликов. «Две улыбки для Контролера».
Ян Олешковский. «Колодец».
Юрий Круглов. «Байки из склепа».
Gall. «Два дня».
Юрий Круглов. «Мать».
Александр Дядищев. «День без наших фантазий».
Чистое небо
Роман Куликов. «Проводник»
Артюшкин Сергей. «Два сталкера»
Хватов Вячеслав. «Гек, или история одного мохнатого сталкера»
Владислав Дик. «Часть Зоны»
Ваганов Максим(Gunslinger). «Вампир»
Samar. «Забег на короткую дистанцию»
Валерий Гундоров. «Красная книга. Гомо вампирус»
Sted. «Дневник неизвестного сталкера»
Сурен Цормудян (panzer51). «Черное солнце»
Виталий Мельник. «Новая жизнь»
Андрей Абин (Andrewabin). «Долгая дорога»
А. Лобин. «Фифти-Фифти»
Сергей «Jacksom» Якушев. «В Зоне опять шел дождь…»
Сергей Берков aka Zed. «Замкнутый цикл»
Дмитрий Калинин. «И будут спать»
Анна Горелышева. «Парень из труповозки»
Тимур Гончаров aka cyborg. «Счастье даром»
Песков Егор. «Жизнь с большой буквы»
Ежи Тумановский. «Патруль»
Неизданные произведения
Алексей Гравицкий — «В зоне тумана» (июль 2009)
Сергей Палий "Бумеранг" — рабочее название «Тайна монолита» (август 2009)
Александр Данилов — «Первый сталкер» (конец сентября)
Алексей Бобл — «Пуля-квант» (осень 2009)
Виктор Ночкин и Андрей Левицкий — «Череп мутанта» (осень 2009)
сборник «Зов Припяти» (осень 2009)
Владимир Васильев - «Прятки на осевой» (осень 2009)
Андрей Левицкий — «Сага смерти: Могильник» (осень 2009) (вторая часть трилогии)
Андрей Левицкий — «Сага смерти: Бункер» (дата выхода неизвестна) (заверщающая часть трилогии)
Сергей Недоруб — «Тайна полтергейста» (дата выхода неизвестна)(вторая книга)(существует полная аудиокнига)
Сергей Недоруб — «Горизонт событий» (дата выхода неизвестна) (третья книга)
Ежи Тумановский и Роман Куликов - «Связанные Зоной» (рабочее название)(дата выхода неизвестна)