Нил Таун Стивенсон родился в Хэллоуин, 31 октября, 1959 года в Форт-Миде (штат Мериленд, США); отец его был профессором электротехники, а мать работала в биохимической лаборатории. Вырос в Иллинойсе и Айове, начинал учиться физике в Бостонском университете, но потом перешел на географическое отделение, мотивировав свой поступок тем, что «там круче компьютеры». Зарекомендовал себя способным программистом. С 1984 года живет в основном на Тихоокеанском побережье, пишет романы, время от времени публикует статьи в журналах.
Первый роман Нила Стивенсона «Большое У» («Big U») вышел в 1984 году и остался незамеченным. Когда недавно Стивенсона спросили, что он думает об этой вещи и не хочет ли ее переиздать, тот ответил, что хоть сама книга и неплохая, но существует и много других книг, которые стоит прочитать. Второй роман «Зодиак: эко-триллер» («Zodiac: the Eco-thriller») появился на свет четырьмя годами позже и привлек уже гораздо больше внимание. Но действительно культовую популярность обеспечила Стивенсону его следующая книга, «Лавина» («Snow Crash», 1991), в которой показывалось недалекое будущее, пораженное суперинфляцией и вирусом «Snow Crash», перешедшим из цифровой реальности в биологическую. Чуть позже, в соавторстве со своим дядей, он написал роман «Интерфейс» («Interface», 1994), спустя некоторое время вышла их вторая совместная книга «Паутина» («Cobweb») под общим псевдонимом Stephen Bury... В 95-ом был опубликован «Алмазный век» («The Diamond Age»), посвященный Китаю будущего и нано-технологиям. Критики встретили его не особо восторженно, что вовсе не расстроило автора. По его признанию сиэттлскому музыкальному журналу «Addicted To Noise», он специально пытался написать нечто более странное и менее доступное для восприятия, чем «Snow Crash», чтобы посмотреть, как люди будут на это реагировать. Роман Стивенсона «Криптономикон» («Cryptonomicon») критики сравнивают с «Радугой гравитации» Пинчона и называют автора «Квентином Тарантино посткиберпанковской научной фантастики». «Криптономикон», должно быть, крайне увлекателен для компьютерных фанатов, и именно поэтому восторженные отзывы на роман встречаются прежде всего среди пользователей Интернета. Однако критик Тереза Литтлтон предупреждает: «если вы прочтете эту книгу в один присест, то рискуете умереть от информационной передозировки».
Сам Нил Стивенсон научную фантастику практически не читает, так как — по его словам — это мешает написанию романов (рассказов он почти не пишет и завидует писателям, у которых это получается). Однако он очень хвалит фэнтезийные книги Шона Рассела и Шона Стюарта и всячески рекомендует этих авторов для прочтения. Так же Нил очень хорошо отзывается о своих старших коллегах по цеху Уильяме Гибсоне и Брюсе Стерлинге, которые довольно сильно на него повлияли. К слову, в отличие от того же Гибсона, который — как известно — долгое время ничего не понимал в компьютерах, хотя и писал о них, Нил Стивенсон является не только хорошим программистом, но и тесно общается с криптографами и хакерами, о чем даже писал однажды и сам Стерлинг — мол, в отличие от основоположников киберпанка, Стивенсон стал взрослым уже в другой культуре, нежели они, и впитал в себя ее технологический фон, поэтому он гораздо лучше понимает механизм работы всего этого. «Я люблю технологию. Я люблю компьютеры. Я люблю науку, — признается сам Нил. — Поэтому я в основном общаюсь с учеными и хакерами...»
Критики высоко оценивают Стивенсона за его почти провидческие прогнозы о развитии будущих технологий.
В России романы Нила Стивенсона выходят в издательстве АСТ. Награды и премии:
Locus Award, 1996 // Роман НФ (SF Novel) —> Алмазный век, или Букварь для благородных девиц / The Diamond Age or, a Young Lady's Illustrated Primer (1995) Hugo Award, 1996 // Роман (Novel) —> Алмазный век, или Букварь для благородных девиц / The Diamond Age or, a Young Lady's Illustrated Primer (1995) Locus Award, 2000 // Роман НФ (SF Novel) —> Криптономикон / Cryptonomicon (1999) Мир фантастики, Итоги 2003 // Лучшая зарубежная научная фантастика —> Лавина / Snow Crash (1992) Arthur C. Clarke Award, 2004 // Роман (Novel) —> Ртуть / Quicksilver (2003) Locus Award, 2005 // Роман НФ (SF Novel) —> The System of the World (2004) Locus Award, 2005 // Роман НФ (SF Novel) —> Смешенье / The Confusion (2004) Мир фантастики, Итоги 2005 // Лучший зарубежный научно-фантастический роман —> Криптономикон / Cryptonomicon (1999) Prometheus Awards, 2005 // Лучший роман / Best novel —> The System of the World (2004) Мраморный фавн, 2004 // Переводная книга —> Криптономикон / Cryptonomicon (1999) Мир фантастики, Итоги 2007 // Лучшая необычная книга —> Ртуть / Quicksilver (2003) Locus Award, 2009 // Роман НФ (SF Novel) —> Anathem (2008) Портал, 2009 // Переводная книга —> Смешенье / The Confusion (2004) Мраморный фавн, 2008 // Переводная книга —> Смешенье / The Confusion (2004)
Зодиак / Zodiac: the Eco-thriller (1988) The Great Simoleon Caper (1995) Лавина / Snow Crash (1992) Алмазный век, или Букварь для благородных девиц / The Diamond Age or, a Young Lady's Illustrated Primer (1995) Excerpt from the Third and Last Volume of 'Tribes of the Pacific Coast' (1995)
Енох Роот / Enoch Root
Барочный цикл / Baroque Cycle Ртуть / Quicksilver (2003) Смешенье / The Confusion (2004) The System of the World (2004) Криптономикон / Cryptonomicon (1999) Jipi and the Paranoid Chip [= Jipi's Day at the Office] (1997) Романы. Без циклов
1984 The Big U 1993 Interface // Соавтор: Дж. Фредерик Джордж [под псевдонимом «Stephen Bury»] 2008 Anathem
Статьи
1993 Smiley's people 1994 In the Kingdom of Mao Bell 1998 Global Neighborhood Watch 2001 Communication Prosthetics: Threat, or Menace? 2005 Turn On, Tune In, Veg Out 2007 It’s All Geek to Me 2008 The Fork: Science Fiction versus Mundane Culture, сетевая публикация
Планы автора REAMDE, роман, (не закончен, не опубликован)
Недавно закончил прочтение его "Криптномикона". Знаете, он гений. Без шуток. Такой насыщенности повествования и плотности текста я не встречал очень давно, а может быть и не встречал вообще. Роман буквально переполнен различными событиями, и описаны они до того ярко и образно, что остаётся лишь поражаться таланту автора. Надо иметь просто невероятный объём знаний в различных областях, чтобы создать нечто подобное. Здравый юмор, захватывающий сюжет, любопытные мысли. Раньше я считал Гибсона королём киберпанка, но после прочтения сего творения решительно переменил своё мнение. Гибсон, после прочтения Криптномикона, покажется просто наивным сказочником. Жду переиздания Барочного цикла, но, чувствую, терпению моего в скорости придёт конец и я приобрету его у букинистов.
Сообщение изменил:Арагорн - Четверг, 05.08.2010, 05:15
Недавно закончил прочтение его "Криптномикона". Знаете, он гений.
умеешь заинтересовать хочу почитать - насколько я понял, это околокиберпанковский жанр? Мы устроим на улице танцы у всех на виду, Ты одела вечернее платье, и солнце переоделось в луну. Будет жаркое лето в этом году, Если птицы летают так низко, то это, это к дождю.
Слышишь, ругаются люди в соседней квартире, Выходит, что мы не одни в этом мире, Лежим, я у стенки, ты с краю, Я тебя не люблю...я тебя обожаю.
Ну, насчёт киберпанка я несколько перегнул палку. Хотя элементы, безусловно, присутствуют. А так его можно смело отнести к романам историческим. Главы про Вторую мировую — высший класс, я так давно не смеялся.
лавы про Вторую мировую — высший класс, я так давно не смеялся. :biggrin:
Вторая Мировая в юмористической обработке? Мы устроим на улице танцы у всех на виду, Ты одела вечернее платье, и солнце переоделось в луну. Будет жаркое лето в этом году, Если птицы летают так низко, то это, это к дождю.
Слышишь, ругаются люди в соседней квартире, Выходит, что мы не одни в этом мире, Лежим, я у стенки, ты с краю, Я тебя не люблю...я тебя обожаю.
Нет, просто крайне харизматичные герои, только и всего. Тот же глуповатый капрал Бобби Шафто со своим командованием. Причём все эти коры протекают в лучших традициях классических комедий — с каменными и крайне серьёзными лицами. А уж про гениальных математиков я лучше вообще промолчу. Сейчас приведу отрывок, который меня особо зацепил...
Вскоре защитившись и уехав в Англию, Алан прислал Лоуренсу пару писем. В последнем он сообщал просто, что больше не сможет писать «о серьезном», и просил не принимать это на свой счет. Лоуренс сразу догадался, что сообщество, к которому принадлежит Алан, приставило его к полезному делу — скорее всего вычислять, как бы их не съели заживо соседи. Интересно, какое применение найдет Америка ему? Он вернулся в Айовский Государственный, подумывая перевестись на математический факультет, однако делать этого не стал. Все, с кем он советовался, говорили, что математика, как и ремонт органов, — дело замечательное, но надо подумать и о хлебе насущном. Лоуренс остался на инженерном и учился все хуже и хуже, пока в середине последнего курса деканат не порекомендовал ему заняться чем-нибудь полезным, скажем, ремонтом крыш. Лоуренс вылетел из колледжа в гостеприимные объятия ВМФ. Ему дали тест на проверку умственных способностей. Первая задача по математике была такой: порт Смит на 100 миль выше по течению, чем порт Джонс. Скорость течения — 5 миль в час. Скорость лодки — 10 миль в час. За какое время лодка доберется из порта Смита в порт Джонс? За какое время она проделает обратный путь? Лоуренс тут же понял, что задачка с подвохом. Нужно быть полным идиотом, чтобы предположить, будто течение увеличивает и уменьшает скорость лодки на 5 миль в час. Ясно, что 5 миль в час — всего лишь средняя скорость. Течение быстрее в середине реки, медленнее — у берегов; более сложные вариации следует ожидать на излучинах реки. По сути это вопрос гидродинамики, который решается с помощью хорошо известных дифференциальных уравнений. Лоуренс нырнул в задачку и быстро (или так ему казалось) исписал вычислениями десять листов. По ходу он осознал, что одна его посылка вместе с упрощенным уравнением Навье-Стокса приводит к очень занятной семейке частных дифференциальных уравнений. Он не успел очухаться, как доказал теорему. Если это не подтверждает его умственный уровень, то что тогда подтверждает? Тут прозвенел звонок и собрали работы. Лоуренс сумел спасти черновик. Он отнес листок в казарму, перепечатал на машинке и отправил в Принстон одному из наиболее демократичных преподавателей математики, который тут же договорился о публикации в парижском журнале. Лоуренс получил два свежих бесплатных оттиска несколько месяцев спустя, при раздаче почты на борту линкора «Невада». На корабле был оркестр, и Лоуренсу поручили играть в нем на глокеншпиле: тест показал, что ни на что более умное он не способен.
Не знаю, может, некоторым данный эпизод может показаться несуразицей и скучной глупостью, но я буквально катался по полу, читая эти строки. А вообще — книга более чем серьёзна. Много интересных и крайне полезных фактов. Хотя главы, действие которых протекает в наше время, несколько скучны.
Хотя главы, действие которых протекает в наше время, несколько скучны. :smile:
так это всего одна книга или какой-то цикл?) Мы устроим на улице танцы у всех на виду, Ты одела вечернее платье, и солнце переоделось в луну. Будет жаркое лето в этом году, Если птицы летают так низко, то это, это к дождю.
Слышишь, ругаются люди в соседней квартире, Выходит, что мы не одни в этом мире, Лежим, я у стенки, ты с краю, Я тебя не люблю...я тебя обожаю.
Это одна книга, только действие протекает в совершенно разное время. То бишь одна глава — про войну, следующая — наши дни и так далее. К примеру, в современности "орудуют" потомки тех, о ком повествуется в военных главах. В общем, как уже стало ясно, они (главы) чередуются.
Сообщение изменил:Арагорн - Четверг, 26.08.2010, 03:01
Не знаю, может, некоторым данный эпизод может показаться несуразицей и скучной глупостью, но я буквально катался по полу, читая эти строки
ну да, судя по отрывку это ооооооооооочень смешная книга - оборжаться просто, праччет вешается от испуга вообще пробоввал читать "ртуть" - вообще никакая книга, откровенно говоря