…А вот и мое мнение о конкурсных рассказах 1. Фасолька «Мгновение вечности»
Рассказ написан замечательно. Выдержанный стиль и образный язык дают читателю, который никогда не бывал в нарисованных автором местах, полную возможность зримо представить суровые северные края и людей, которые в них обитают. Фантазия у автора богатейшая: впечатляет хорошо продуманная и воплощенная история зарождения и смены череды дев с сердцами изо льда.
Но Фасолька не только сказку рассказала. Она буквально несколькими строчками, но емко и прозрачно, проехалась по сильным мира сего, по тем, кто у власти: «…Королева является Королевой только тогда, когда в сердце у нее пустота – как в занесенной снегом пустыне. Холод и лед должны быть внутри нее, и поэтому мы избавляемся от всего того, что держит нас на одном месте. Исчезают родные города, семьи, родные и близкие… Мы выжигаем их морозом из этого мира и из наших душ». Сказка ложь…
Чтобы поделиться этой мыслью, она и предложила нам свое «Мгновение вечности». Это несомненная удача автора – по моему мнению, самый лучший из конкурсных рассказов.
2. Человек, который продал мир «Чашка Петри»
В рассказе довольно удачно представлены владения Снежной Королевы, а точнее – Снежного Короля-Основателя. Хороший сплав фэнтези и фантастики. Сюжет выстроен грамотно, язык и стиль несколько суховаты, но – по замыслу – ему вполне соответствуют.
3. Ужасный кровавый мутант «Охота за классным артефактом...»; 14. Супергерой «Отомстить!»Ну, что с мальчишки взять? Еще говорить толком не научился, имя свое правильно писать, а туда же – «Дай конфетку!»… Представляю, каково учителю словесности с ним…
4. Маленький король «Отправке не подлежит»
По мне – одно из самых лучших произведений, присланных на конкурс. Выверенный сюжет, отличный стиль и сочный, образный язык. Все персонажи объемны, выписаны зримо. Настроение передано так, что Снежной Королеве, какой бы она ни была холодной, даже сочувствуешь. Единственный недостаток – заимствованный замысел.
5. Эля «Сахарная девочка»
Спокойно и довольно грамотно рассказана уличная сценка с элементами фэнтези. Заметна попытка отражения русской сказки о Снегурочке.
6. Рэйри «Воспоминания»
Удачная миниатюра. Написана хорошим языком, с чувством, и настроение верно передано.
7. Грэйс «История Снежной Королевы»
Тоже очень хороший рассказ, запоминающийся, все, как говорится, на своем месте. И читается легко, как письмо от доброго знакомого. Не будь упоминаний о Кае и Герде (пусть бы эти персонажи носили другие имена!), я бы ни за что не принял это произведение за фанфик. Но, увы, замысел тоже позаимствован…
8. Джонни «Холод»
Не понимаю, зачем автору с довольно высоким уровнем творческого потенциала понадобилось писать этот, очень, кстати, хороший рассказ от имени героя, принесенного в жертву Ледяной Княжне. Смысл теряется, даже несмотря на пробел, отделяющий рассказ главного героя от заключительных авторских абзацев. И последние строки «…Огонь почему-то почти не грел. Мы сидели рядом, протягивали руки, но холод всё-таки завладел и им…» ничего не спасают. Обидно…
9. Кадабра «Белая Земля. Наследство»
Интересный поворот, а точнее – переворот в жизни персонажей сказки Андерсена о Снежной Королеве. Написано с чувством, очень даже неплохо. Если бы не заимствованный замысел, его можно было бы считать добротным самостоятельным произведением.
10. Лёд «Переправа»
Рассказ похож на подстрочник, выполненный человеком, еле-еле владеющим тем иностранным языком, на котором написан оригинал. Да и с русским автор тоже не совсем в ладах (на четвереньках Морт оказался на ногах)… И это произведение, на мой взгляд, – типичный случай, когда автор тянет героя за уши, не давая тому и шагу ступить самостоятельно. Герой, кажется, благополучный человек, а автор влепил его в какую-то непонятную авантюру. А вот та дама с рыжей щетиной на плоском лице и волосатыми плечами что – и есть искомая Снежная Королева? Что же все-таки хотел сказать нам автор, до меня не дошло, право слово…
11. Восьмой «Странная Жизнь»
Довольно сильная вещь. Образная. По замыслу напоминает «Старуху Изергиль» Максима Горького. Только тут не молодой и сильный Данко приносит себя в жертву, превращая сердце в звезду, а старый мудрец. И молодой герой – писатель, докапывающийся до смысла жизни, понимает, как ему самому жить дальше и какие мысли нести читателям.
Написано здорово, автору веришь практически во всем. Только вот амебный припадок героя несколько наигран. Нравственное самобичевание или нравственные переживания были бы куда интереснее и увлекательнее, чем крушение всего и вся при нервном срыве.
И Снежная Королева находится в нем далеко за кадром. Она, как тяжело нависающий и готовый вот-вот обвалиться сотворенный ветрами снежный навес, довлеет над ГГ благодаря упоминанию его друга майора о том, что у каких-то двоих генералов, которые пытались отдохнуть на заимке и бормочущих про Королеву, поехала крыша. ГГ – творческая личность, по определению впечатлительная, ему того мимолетного упоминания хватило, чтобы этот ржавый гвоздь невольно в его мозги внедрился. Но его припадок, во время которого он размозжил ноутбук, я могу объяснить не влиянием Снежной Королевы, а затмением, вызванным кратковременным творческим бессилием.
В рассказе выйти из творческого ступора ГГ помогает старый мудрец, тот самый дед-отшельник. И потому этот рассказа я назвал бы не «Странная жизнь» (к кому он относится – к мудрецу?), а –«Прозрение», которое проявилось у главного героя.
12. Джонни получил винтовку «Белый Король»
Хорошая антивоенная (и не только) агитка с элементами фэнтези, претендующая на рассказ. Но я бы назвал ее добротно скроенным и неплохо написанным публицистическим эссе, уж очень многое сказано в лоб, больше – словами и меньше – образами.
13. Локи «Мотыльки»
Над образом Кэрол автор поработал основательно. Роланд тоже не плох, показан с учетом того, что просил у Темного – быть рядом с Кэри и ничего более. А Темный бог как-то неубедителен и не страшен.
Ришка. Семнадцатилетний мечтатель… «Свой дом, постоянные заботы, полная горница детишек? Разве за этим он появился на свет, чтобы исчезнуть и не оставить ничего после себя?» Это называется – ничего не оставить после себя? А дальше посыл совершенно размытый: не полюбить Снежную Королеву, а разжечь ее любовь… Без ответного к ней чувства? Только потому, что простая жизнь не для него? А вот и не станет он единственным, превратится, как все прежние соискатели, в очередную ледяную статую…
Не выдержана логика работы. Рассказ составлен из двух самостоятельных частей: одна – Кэрол и Роланд вкупе с Темным, вторая – дедушкина сказка и желание Ришки разжечь в сердце Снежной Королевы любовь. Если бы автор пофантазировал дальше (размер конкурсного рассказа позволял), то показал бы нам или победу Ришки, или, что более вероятно, помог порвать или нейтрализовать договор с Темным и сам понял бы, что постоянные заботы и полная горница детишек – это не так уж и плохо.
Поработай автор еще немного над своим произведением, он, не сомневаюсь, додумался бы и до использования такого (довольно распространенного, кстати) приема, как обрамление, то есть начал бы с дедовой сказки, потом поведал нам о судьбе Кэрол и Рональда, а завершил бы стремлением Ришки повидаться со Снежной Королевой. Вот тогда это было бы вполне законченное и очень даже неплохое произведение.
15. Зоро «Жизнь изо льда...»
Сильно!.. Открыто новое чистилище. Написано неплохо. Напряжение – как натянутая пальцем гитарная струна. Отпущена – и появился звук, объяснение происходящему. И все-таки остается ощущение, что это отрывок. Понятно, что все, кто попадает в это своеобразное чистилище – погибшие (не умершие). Вот и надо было показать в самом начале, что случилось с Сергеем – буквально несколькими строчками, а потом – как он достает спрятанные сигарету и зажигалку. Тогда вещь выглядела бы цельной. Но и как отрывок она заслуживает довольно высокой оценки своей образностью, стройностью и замыслом – всегда из всех ситуаций можно найти выход, даже если это покажется случайностью.
16. Гинтама «Такое долгожданное лето...»
От чтения этого рассказа у меня, честное слово, осталось двойственное впечатление.
С одной стороны – он очень неплохо написан, у автора довольно богатая фантазия и страстное желание эту фантазию воплотить в такие строки, чтобы читатель не только ощутил настроение пишущего, но и зримо представил начертанную словами картину. Когда я добрался до развязки, то невольно вспомнил книгу «Принц Хаоса» Роджера Желязны, завершающую его «Хроники Амбера». Так вот, что-то родственное стилю Желязны (так же туманно, рвано, штрихами) проскальзывает и в финальной части рассказа Гинтамы. Так же, кстати, представлены и характеры персонажей. Но я бы не ставил это автору в вину.
Особо меня порадовал финт с превращением Снежной Королевы в мужчину – Сайгара, бога холода и всего прочего, что мы называем зимой. Это неожиданно и свежо.
С другой стороны – меня не оставляет мысль, что рассказ написан сторонним наблюдателем типа инопланетянина, который смакует картинки ядерного апокалипсиса на Земле в не таком уж далеком будущем – всего через сорок лет, то есть половину срока жизни одного поколения: «Не щадящее ничего и никого Лето путешествовало по изъеденной язвами и кровоточащими ранами земле, своими ласковыми прикосновениями исцеляя поверхность и приводя ее в первозданный вид. Стирало страны, мегаполисы, города и цивилизации; их ужасы и достижения; раздвигало тектонические плиты, заставляя просыпаться древние вулканы. Заставляло кипеть воды Мирового Океана, выжигая все живое, что только оставалось в них».
Понимаю, что этот рассказ сродни произведениям-предупреждениям, каких немало написано зарубежными авторами. Да и некоторые наши тоже причастились, типа, «раньше надо было думать».
Воплощение… Оно, к сожалению, несколько хромает. О сюжете ничего говорить не буду, поскольку автор предупредил, что рассказ сокращен.
Не знаю только, стоило ли так смачно раскрашивать картинку саморасчленения главаря бандюков. Нас, уже перекормленных американскими ужастиками и по телевидению, и в кинотеатрах, вряд ли можно удивить или растрогать такими сценками. Можно было, по-моему, остановиться на элементарной ликвидации этих подонков-каннибалов, лишивших жизни членов семьи Александра. Еще отмечу, что не совсем нова мысль о раздвоении (причем, физическом – я именно так понял) Алекса и Скеллы. Прецеденты в литературе есть, те же доктор Джекил и Хайд у Стивенсона, к примеру.
С русским языком автор, в общем и целом, дружит. А вот в частностях – местами полный улет. Не буду приводить явные ляпы, с ними автор уже хорошо знаком, поскольку вхож был в «судейскую каморку»…
Произведение стоит того, чтобы его основательно доработать и обязательно высветить рассказчика, чтобы он не оказался покойником, со всем и вся сметенным с лица Земли не щадящим никого и ничего таким долгожданным Летом…
А напоследок отмечу, что всем без исключения конкурсным работам нужна более или менее основательная редактура.