Регистрация | Вход
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Darkness » Литература » Авторские миры » Миры Ника Перумова
Миры Ника Перумова
darkness Дата:Суббота, 05.09.2009, 18:16 | Сообщение # 1
Тьма
Сообщений: 1539
Медали:
За создание сайта За 500 постов За 1500 Постов
Замечания:
Награды: 6
Уважение
[ 10 ]
Оффлайн
СКАЗАНИЯ ОБ УПОРЯДОЧЕННОМ

Даже если вы не причисляете себя к знатокам фэнтези, вам наверняка знакомо имя Ника Перумова — человека, который взял на себя смелость продолжить “Властелина колец”. Его трилогия “Кольцо Тьмы” вызвала целую бурю в начале девяностых и обеспечила автору место в истории отечественной фантастики. Но главное достижение писателя было еще впереди — результат более чем десятилетней работы, многотомный цикл об Упорядоченном, который только приближается к завершению.

Упорядоченное Ника Перумова — не отдельный мир, а целая Мультивселенная, совокупность бесчисленного множества миров. Сюда входят и наша Земля, и толкиновская Арда, и порожденные фантазией самого Перумова уголки реальности. Несмотря на все свое разнообразие, миры Упорядоченного подчиняются целому ряду общих правил и закономерностей, которые скрепляют Мультивселенную, придают ей единство. С обзора этих глобальных принципов мы и начнем наше путешествие по Упорядоченному.

Творец, Хаос и боги

По всей видимости, Упорядоченное было создано из Хаоса — об этом говорит уже само название Мультивселенной. Хаос при этом никуда не делся и, согласно своей природе, начал вечную борьбу с Упорядоченным. Правда, играть ему приходится на чужом поле.

О личности создателя вселенной почти ничего не известно, поэтому будем называть его просто Творцом. Возможности Творца превышают все, что можно вообразить, а действие законов Упорядоченного на него не распространяется: он сам их установил. И сразу исчез — больше о нем никто не слышал.

Так началась первая эпоха Упорядоченного — время Старых богов. Плоть от плоти Упорядоченного, эти боги были рождены самим миром, а не созданы Творцом. У нас на Земле они известны по скандинавской мифологии: Один, Локи... Они жили в ожидании часа Рагнаради, когда должна была состояться последняя битва. Но этот час так и не настал, и то, что произошло, совсем не соответствовало ни ожиданиям богов, ни знакомой нам скандинавской версии этой истории.

В один несчастливый день в Упорядоченное пришли любимые дети Творца — семеро богов во главе со светлым Ямертом. Они вступили в бой за власть и вышли из схватки победителями. Старые владыки мира были почти полностью уничтожены. Выжил лишь один — Один, который потерял большую часть своих сил и стал отшельником. Завоеватели, назвавшиеся Молодыми богами, принесли в Упорядоченное мир и покой, но только по их правилам. Если Древние были кем-то вроде наставников, то Молодые стали именно правителями.

Хранители нейтральности

Все вышеперечисленные сущности — Творца, Хаос, Старых и Молодых богов — можно назвать активными. Пусть они и не делятся на черное и белое, но отношения между собой выясняют довольно часто. Но есть в Упорядоченном и другие силы, чей удел — нейтральность, созерцание.

Самый известный “нейтрал” появился еще в “Кольце тьмы”, а впоследствии занял одно из центральных мест в космологии Перумова. Это дух познания — Великий Орлангур. Чаще всего перед читателем он предстает в образе золотого дракона; а если у вас остались сомнения, кто перед вами, опознать Орлангура можно по глазам с четырьмя зрачками.

Если Великий Орлангур кому и уступает во всем Упорядоченном, то разве что Творцу. Даже боги по сравнению с ним слабы. Другое дело, что Орлангур не ищет власти. Его скорее можно сравнить со зрителем и режиссером в одном лице, устраивающим для себя захватывающее представление. Обычно он играет роль советчика или пассивного помощника героев. Этакий бог из машины — или рояль в кустах, если хотите. Но Перумову почти всегда удается вписать его в повествование так, чтобы помощь Орлангура не выглядела авторской подачкой.

Второе воплощение нейтральности — появившийся позднее Демогоргон, он же Соборный дух. Читатель пока не имел чести познакомиться с ним лично, о Демогоргоне упоминалось лишь вскользь. Единственное, что известно о нем более-менее точно — к нему отправляются души погибших. Например, он хранит покой поверженных и погибших Старых богов.

...И другие божества

Разумеется, вышеперечисленными силами пантеон Упорядоченного не исчерпывается. Здесь во множестве присутствуют боги “локальные”, обладающие могуществом по меркам своего мира. На их фоне выделяется Спаситель — странное и загадочное божество, вера в которого распространена во множестве миров. Отчасти она напоминает христианство, но знак равенства ставить едва ли стоит. Сам Спаситель, судя по всему — воплощение людских надежд и верований, но активно он пока не действовал. Его церковь играет куда большую роль, чем он сам.

Хаос представлен в Упорядоченном, в первую очередь, магами острова Брандей. Поскольку Хаос не может напрямую действовать в чуждой ему среде, ему приходится прибегать к помощи обитателей Упорядоченного — тех, кто согласен служить ему в обмен на могущество.

Если цель Хаоса очевидна — превратить Упорядоченное в часть себя — то понять, чем руководствуются в своих поступках Дальние, очень сложно. Они чужды всем остальным формам жизни Упорядоченного, и цели их малопонятны. Дальние очень могущественны, опасны и всегда появляются именно там, где творится что-то важное.

Последний, кого стоит упомянуть — Неназываемый. Абсолютно чуждая Упорядоченному сущность, призванная в его пределы мятежным магом в момент отчаянья. Неназываемый пожрал бы все миры, если бы его не удалось приостановить. Но он продолжает оставаться язвой Упорядоченного, ежеминутно угрожая самому бытию вселенной.

Истинные маги

Фэнтезийные маги могут называться по-разному, но суть остается одна — это люди или представители других рас, которые способны использовать недоступные большинству сверхъестественные силы. Перумов же создал расу магов. Истинные маги рождаются с огромнейшим магическим даром в крови. Они не привязаны к какому-либо миру — перед ними открыто практически все Упорядоченное. Предел их могущества с точки зрения рядового обитателя любого мира невообразим. В принципе, превосходят их только боги. Истинные маги наделены почти абсолютным бессмертием. Хотя распри между ними бывают нередки, друг друга они не убивают, а у прочих силенок не хватит с ними потягаться.

Только двумя способами можно прекратить жизнь Истинного мага. Либо по всевышней воле — если Боги призовут к себе поколение магов, и те станут их ближайшими сподвижниками. Либо по вполне естественным причинам — произведя на свет потомство, маги умирают. И в том, и в другом случае на смену одному поколению Истинных магов приходит другое.

Источник волшебных сил Истинных магов — так называемый “поворот мира”, умение сдвинуть мнимую ось вращения мира. Кроме них, эта техника недоступна почти никому. Другое отличие Истинных магов от большинства обычных волшебников — возможность путешествовать между разными мирами Упорядоченного. Для этого требуются недюжинные способности и навыки, овладеть которыми удается немногим смертным.

Ни один Истинный маг не может полноценно существовать без учеников. Ученик — не просто тот, кто учится у мага. Это тот, кого посылает магу судьба. Ученики — орудие Истинного мага, с их помощью он познает мир и воздействует на него. Если судить объективно, по отношению к ученикам это не совсем честно. Потому как никакого выбора у них нет: если чародей вытащил твое Зерно Судьбы в Замке Всех Древних, то его учеником ты станешь. С другой стороны, симбиоз получается выгодный для обеих сторон: ученики получают поистине невообразимые знания, умения и перспективы.

Долина Гильдий

Долина — небольшой искусственный мир — была создана одним из старых поколений Истинных магов, которые стремились сохранить накопленные ими знания. В этом райском месте, где царит вечная весна, они собрали самых талантливых обитателей Упорядоченного, от строителей до художников. Но в первую очередь они искали, конечно, других магов — обычных смертных, в которых теплилась искра дара. Для них была создана Академия, где обучали тайнам волшбы. Конечно, простые смертные не могли сравниться с Истинными магами, но многие умения и знания поддались им. И в итоге маги Долины стали самыми могучими смертными волшебниками в Упорядоченном — по крайней мере, сами они так считают.

В отличие от Истинных магов, жители Долины не могут перемещаться между мирами как угодно. Им приходится использовать тропы Межреальности, которые опутывают все Упорядоченное. Межреальность — что-то вроде обычного мира, по которому можно путешествовать пешком, но в определенных местах маг способен проторить дорогу в настоящий мир.

Маги Долины, в зависимости от своей специализации, разделяются на Гильдии. Долгое время главенствующую позицию занимала гильдия боевых магов, но за годы покоя на первый план вышли целители, строители и прочие мирные профессии. Представители множества миров нередко обращаются в Долину за помощью. И маги Гильдий всегда готовы выполнить заказ — за определенную плату, разумеется.

Хотя официально во главе Долины стоит Совет магов, очень многое зависит от негласного лидера этого мира — Архимага Игнациуса. Он последний из тех, кто помнит еще самих основателей Долины, и самый талантливый их ученик. На первый взгляд создается впечатление, что Игнациус — старый добряк, почти отошедший от дел. Но на поверку он оказывается далеко не так прост.

Восток, Запад и Север

В самом конце “Адаманта Хенны”, третьей книги “Кольца Тьмы”, главные герои попадали из толкиновской Арды в новый, уже перумовский мир — Хьервард. Это название стало как бы мостиком между первой трилогией писателя и второй — “Летописями Хьерварда”. В “Летописи” входят три книги, каждая из которых показывает этот мир со своей стороны, и стороны эти разительно отличаются друг от друга. Ибо действие романов происходит не только на разных материках, но и в разное время.

Восточный Хьервард предстает перед читателем в “Гибели Богов”. Впрочем, эта часть мира играет в скорее роль красочной декорации. Здесь есть остров Хединсей, цитадель мятежного Истинного Мага Хедина — и его противники, в первую очередь любимое детище Молодых богов, Хранимое королевство. Но война смертных — лишь отражение магической битвы между Хедином и богами. Зато в книге детально описаны всевозможные виды магии. В особенности те, которыми овладел Хедин и которые нельзя назвать традиционными для Истинных магов.

Гораздо более подробно выписана западная часть Хьерварда, где происходит действие “Воина Великой Тьмы”. Роман возвращает нас ко времени правления Молодых богов. В самом разгаре восстание товарища Хедина — Ракота. Еще нескоро он будет повержен и пленен, нескоро Хедин пойдет войной против всех, чтобы освободить своего безрассудного друга. Халланское королевство, где происходит большая часть действия — классическое средневековое государство, почти не знающее магии. И потому оно быстро падает в руки таинственной Владычицы, которую поддерживают эльфы. Но два выживших отпрыска свергнутой династии не оставляют борьбы. Самая, пожалуй, запоминающаяся черта Западного Хьерварда — его воинские традиции, которые охватывают всех: от простых солдат до школы лучших бойцов королевства и тайного ордена убийц.

Северный Хьервард, предстающий в “Земле без радости”, как нельзя более соответствует названию книги. Суровый край, в котором разворачивается действие, номинально относится к Галенскому королевству — могучему государству людей. Но обитателям Севера, ведущим постоянную борьбу с Ордой чудовищ, не на кого рассчитывать, кроме себя. Живущим на Севере не до геройств, им нет дела до великих свершений. Ночь бы пережить, да день продержаться. А у Хедина и Ракота, которые уже пришли к власти, нет времени, чтобы помогать жителям северных хуторов. По сути, только в этой книге нам удается познакомиться с рядовыми жителями Хьерварда.

Мечи и люди

Мельин — мир, где люди в жестокой борьбе одолели все нечеловеческие расы — и дали ему имя, совпадающее с названием огромной человеческой Империи. Орки и гномы вынуждены жить на окраинах, и находятся на грани вымирания. Эльфы исчезли — то ли покинули мир, то ли затаились. А от их младшей ветви, Дану, осталось несколько сотен — да и те подчас вынуждены смириться с рабской участью.

Могущество Империи покоится на нескольких опорах. Самая заметная — Радуга, объединение семи магических орденов. Радуга пользуется огромным влияниям и очень богата — фактически это тайное правительство. Существует еще восьмой орден, Всебесцветный Нерг, но о нем даже прочие маги почти ничего не знают. Кроме того, Мельинская Империя традиционно опирается на церковь Спасителя. Но самым надежным орудием в руках Императора остаются многочисленные, прекрасно обученные легионы, которые всегда готовы выступить против любого врага Империи, внешнего или внутреннего.

На севере Мельина бушуют Смертные Ливни, каждый год уничтожающие всех и все, что не найдет должного укрытия. По дорогам бродят Вольные — раса великолепных воителей. Внешне Вольные почти неотличимы от людей, но они абсолютно лишены страха, ставят честь превыше всего и никогда не сдаются.

Людям так и не удалось их подчинить. Прячется в тенях Серая Лига — организация наемных убийц и шпионов. Скрыты до времени Мечи — Алмазный и Деревянный. Два самых могущественных артефакта Мельина, орудия мести гномов и Дану, впитавшие ненависть своих поверженных создателей, — а если верить одной оговорке, то и часть былой силы Молодых богов.

И на фоне всего этого восходит на трон новый молодой и гордый Император. Он хочет не просто сидеть на троне, но править. А мешает ему Радуга, войну с которой он развязывает. Одновременно начинается история Фесса — члена Серой Лиги, выходца из Долины магов и дальнего родственника самого Архимага Игнациуса. Человека, который сыграет не последнюю роль в судьбе Мельина и станет Хранителем Мечей.

Спаситель против Тьмы

После окончания событий в Мельине Фесс попадает в мир под названием Эвиал. Мечи оказались у него, но к ним уже протягивают руки те, кто жаждет использовать их мощь. Ибо ярость создателей сделала эти артефакты силой, с которой немногое в Упорядоченном может сравниться. Чтобы надежнее скрыть Мечи, Фесс вынужден выжечь свою память.

Эвиал — закрытый мир, практически отрезанный от остального Упорядоченного. На западе притаилась Западная Тьма — судя по всему, анклав Неназываемого в Эвиале. Другая характерная черта мира -необычная магия. Ее источники — девять кристаллов, охраняемых драконами. Сопротивление кристаллов порождает болезненный откат, который в зависимости от силы заклятья может вызвать головную боль или убить волшебника. На людей Эвиала действует правило одного дара: можно быть великолепным воином, но нельзя в то же время быть сильным магом, и наоборот.

Какие только маги ни бродили по городам и весям Эвиала за его долгую историю, но на момент появления здесь Фесса темных почти не осталось. Во многом благодаря усилиям инквизиции, которая именем Спасителя борется со всеми проявлениями Тьмы — от ведьм до немертвых. Единственное, что может защитить от преследования темного мага — диплом одного из магических университетов, Ордосской Академии высокого волшебства или Магического двора. На факультет Тьмы в Академии и поступает Фесс.

Впрочем, темным и с дипломом приходится несладко, особенно если они пытаются хоть немного выйти за рамки дозволенного. Был повержен темный маг Эвенгар Салладорский, открывший дорогу к бессмертию путем слияния с Истинной Тьмой. Его трактат “О сущности инобытия” до сих пор остается самой запрещенной на Эвиале книгой. А ведь существует еще предсказание о появлении Разрушителя, и инквизиция полагает себя единственной преградой на его пути. И продолжает сжимать свою хватку — тем более что Спаситель действительно дарует своим последователям особую магию.

Но церковь Спасителя — это удел людей. Что подгорные гномы, что лесные эльфы, как светлые, так и темные, что вольнолюбивые орки с Волчьих Островов — все считают Спасителя сказкой для людей. И уж тем более такой точки зрения придерживаются дуотты. Эта древняя раса, почти истребленная в кровавых войнах с людьми, выглядит как гибрид человека и змеи, и использует исключительно магию Тьмы.

Эвиал таит множество тайн и загадок, со многими из которых придется столкнуться в своих путешествиях Фессу. Например, далеко на юго-востоке находится Храм Мечей, где готовят лучших воинов на всем Эвиале, которые способны на равных померяться силами даже с самым могущественным волшебником. Фесс побывает почти во всех уголках Эвиала, вступит в схватку с непобедимой Инквизицией, узнает и победы, и поражения. И... самим своим присутствием нарушит шаткое равновесие Эвиала, превратив его в арену сражения самых могущественных сил Упорядоченного.

* * *

При всем разнообразии книг Перумова у них есть одно общее свойство — каждый новый роман вызывает к жизни бурные и противоречивые дискуссии о творчестве автора. Но отрицать, что это творчество — самое заметное на рынке отечественного фэнтези, было бы глупо. Так же глупо, как отрицать, что миры Перумова необычны, ярки, подробно, скрупулезно и с любовью выписаны. В творчестве Перумова можно найти определенные недостатки, но как творец незабываемых миров он великолепен.

Добро пожаловать в Упорядоченное!


Никогда ещё Тьма не была такой многоликой...
darkness Дата:Суббота, 05.09.2009, 18:16 | Сообщение # 2
Тьма
Сообщений: 1539
Медали:
За создание сайта За 500 постов За 1500 Постов
Замечания:
Награды: 6
Уважение
[ 10 ]
Оффлайн
Необходимые добавления самого Творца

Как у вас впервые зародилась идея Упорядоченного? Планировали ли вы, что создание этой вселенной выльется в такое количество книг?

Идея Упорядоченного зародилась на рубеже 1989-90 годов, когда я почти завершил “Кольцо Тьмы”. Фактически я ничего не выдумывал: Упорядоченное — это подобие нашей Вселенной, единственное отличие — доступная магам “межреальность”, отдаленный аналог любимого фантастами всех времен и народов “подпространства”. Я с самого начала решил, что Вселенная будет состоять из самых разных миров — и геоидов, как наша Земля, и плоских миров, окруженных хрустальными куполами небес, и звездных систем с планетами, и областей измененного пространства на манер “планов”, освоенных западными фэнтезистами. Я задумывал, что напишу не одну книгу в этой вселенной. Сколько именно — конечно, не знал.

Сейчас Упорядоченное уступает место другим “пространственным образованиям”. Навсегда или на время — сейчас не могу сказать. Слишком много накопилось других проектов и тем, которые хотелось бы затронуть. Тем более, что мое положение непрофессионального писателя позволяет самому выбирать темы, а не следовать за пристрастиями публики, не становиться заложником однажды удачно найденного приема, образа или персонажа.

Что происходит с душой обычного человека после смерти в Упорядоченном, более-менее понятно. Но что ждет после смерти эльфов, Истинных магов, Богов и прочих, кого нельзя отнести к “простым смертным”?

Посмертная участь эльфов, помимо всего прочего, будет рассматриваться в последней книге цикла “Хранитель Мечей”, в третьем томе “Войны мага”, и я сейчас не могу раскрывать всех секретов. Истинные Маги, в зависимости от степени своего искусства и познаний, могли в случае гибели исчезнуть, погаснуть совсем, без следа и памяти; могли же перевоплотиться, стать духом, прикованным к месту гибели, до тех пор, пока не накопят достаточной силы, чтобы обрести тело, но вернуться к положению Истинного мага они никогда уже не смогут. Есть и исключение — Мерлин, который, как известно, покончил с собой в конце романа “Алмазный меч, деревянный меч”, но, благодаря своим познаниям, перешел на совершенно иной уровень бытия.

Чем вы пользуетесь при создании своих миров? Или за все стоит благодарить только ваше воображение?

Меня много раз спрашивали, не использую ли я средства, “расширяющие сознание”, начиная от “безобидного” никотина и всенепременного атрибута русских писателей — алкоголя. Мой ответ — нет. Я всецело доверяю своему воображению, которому стараюсь скармливать новые впечатления, но больше — ничего. Самый лучший “возбудитель” все равно в тебе самом. Конечно, многое в моих мирах опирается на земную историю. Можно, как Лем, писать о пятиполых пятиронцах, но их все равно придется наделять понятными читателю стремлениями и желаниями. Можно написать капитальный трактат “Тайная жизнь мхов”, но это, боюсь, будет интересно скорее любителям курьезов от литературы.

Насколько сильно отличаются законы волшебства в различных мирах Упорядоченного? Например, сможет ли маг Радуги без дополнительного обучения колдовать в Эвиале?

Законы построения волшебства, конечно же, различны в разных мирах и связаны со спецификой взаимодействия мира с протекающим сквозь него “эфиром”, магической субстанцией, которая и дает власть Слову над Плотью. Маг Радуги, очутившись в Эвиале, обнаружит, что привычные схемы заклинаний не работают, надо осваивать новые. Но, конечно, освоиться он сможет достаточно быстро. Другое дело, что Мельин и Эвиал — миры “однотипные”. Есть миры, где беспомощным окажется и маг Долины, не то что выученик Радуги или Ордосской Академии. Пока сюжет не требовал от меня появления подобных миров — до недавнего времени.

Каким образом вера в Спасителя распространяется по разным мирам Упорядоченного?

Спаситель “многоаватарен”. Кроме того, идея Спасителя универсальна, в разных мирах (там, где есть люди, обреченные жить и умирать), рано или поздно появляется идея о великом Защитнике, способном избавить от страха смерти и воздать за все несправедливости, испытанные при жизни. Там, где возникает такая вера, появляется и аватара Спасителя — пророк или пророки, возглашающие его появление.


Никогда ещё Тьма не была такой многоликой...
darkness Дата:Суббота, 05.09.2009, 18:17 | Сообщение # 3
Тьма
Сообщений: 1539
Медали:
За создание сайта За 500 постов За 1500 Постов
Замечания:
Награды: 6
Уважение
[ 10 ]
Оффлайн
Книги об Упорядоченном

* Трилогия “Кольцо Тьмы”: “Эльфийский клинок”, “Черное копье”, “Адамант Хенны”.
* Трилогия “Летописи Хьерварда”: “Гибель Богов”, “Воин Великой Тьмы”, “Земля без радости”.
* Цикл “Летописи Разлома”: “Алмазный меч, деревянный меч” (два тома), “Рождение мага”, “Странствия мага”, “Одиночество мага”, “Война мага” (три тома), “Дочь некроманта”, “Вернуть посох”.


Никогда ещё Тьма не была такой многоликой...
darkness Дата:Суббота, 05.09.2009, 18:17 | Сообщение # 4
Тьма
Сообщений: 1539
Медали:
За создание сайта За 500 постов За 1500 Постов
Замечания:
Награды: 6
Уважение
[ 10 ]
Оффлайн
Быть или не быть

Многие проекты, ранее анонсированные Перумовым, так и остались только в планах. У других еще есть шанс превратиться из задумки в книгу.

* “Небо Валинора” и “Водопад”. Эти книги должны были стать продолжением “Кольца Тьмы”, рассказывающем о приключениях героев трилогии в Хьерварде. По последней информации, Перумов все-таки решил их дописать, а также частично изменить “Адамант Хенны”.
* “Тысяча лет Хрофта”. Эта повесть — предыстория “Гибели богов” — была признана наиболее ожидаемой читателями книгой. По словам автора, она уже полностью готова, но как и когда будет издана, до сих пор не ясно.
* “Белая кровь рассвета”. Так должна была называться вторая часть “Земли без радости”. Но, похоже, эту книгу мы уже никогда не увидим. Впрочем, возможно, недосказанность порой лучше?..
* “Раб Неназываемого”. Предполагаемая четвертая часть “Летописей Хьерварда”. В ней должны были описываться события в Южном Хьерварде. Но и этот роман автор, по последним данным, писать не собирается.
* “Гибель богов — 2”. Это должен был быть огромнейший труд Ника, в котором сошлись бы все сюжетные линии романов об Упорядоченном. Но уже давно Ник утверждает, что вероятность появления этого романа стремится к нулю. С одной стороны, хрупкая надежда еще остается. С другой, в одну воду дважды не войти. Так что, может, лучше, если второй гибели богов не случится?


Никогда ещё Тьма не была такой многоликой...
Komandor Дата:Понедельник, 05.07.2010, 22:12 | Сообщение # 5
Сообщений: 3376
Медали:
За 500 постов За 1500 Постов За 2000 Постов
Замечания:
Награды: 12
Уважение
[ 19 ]
Оффлайн
Мастера боя из упорядоченного


В каждом из миров Упорядоченного в той или иной форме появляются мастера мечей и прочих орудий убийства, рукопашного боя или шпионажа. Основываясь как на земной истории, так и на собственной фантазии, писатель придумал множество школ боевых искусств. В том числе такие, выпускники которых могут на равных схватиться с магами.

И в Эвиале, и в Мельине, и Хьерварде большинство даже лучших воинов в открытом бою против чародея не имеют ни единого шанса. Разумеется, миры, где какие-нибудь тщедушный старичок или юная девушка с помощью магии могут уничтожить чуть ли не целую армию, требуют от элитного воина особых навыков и способов схватки.

Конечно, как показывает практика, почти любого мага можно задавить числом, пожертвовав десятками — или сотнями — обычных воинов. Однако же, когда нужно действовать изящней, остается один выход — обратиться в одну из тайных или не очень организаций, предоставляющих услуги элитных бойцов, которым под силу и стрелу в полете поймать, и в неприступную крепость проникнуть, и защиту мага обойти. А уж если к этим навыкам добавить немного волшебства, то успех практически любой затеи гарантирован.

Серая лига

К Серой лиге одно время принадлежал самый знаменитый герой Перумова — Фесс. Именно в ней этот потомок знатного рода из Долины магов получил свое короткое прозвище.

Лига была организована на заре Империи для исполнения поручений, слишком деликатных или грязных, чтобы доверять их обычным солдатам, чиновникам или даже магам Радуги. Воины Серой лиги славились способностью выполнить почти любое задание. Конечно, случались и проколы: скажем, ее бойцам так и не удалось проникнуть во владения бесцветного ордена Нерг. Но в случае неудач «серые» поступали честно и всегда возвращали задаток. Да и вообще, ни разу за историю не изменяли нанимателю, покуда тот платил.

Впрочем, неудачи случались нечасто — несмотря на то, что Лига бралась за самые разные и сложные задания. Специализировалась Серая лига на миссиях, требовавших больше хитрости, чем грубой силы: слежка за самыми высокопоставленными персонами Империи или добыча из охраняемой крепости нужного предмета или информации. Подчас шпионы Лиги долгое время жили под личинами ничем не примечательных людей, полностью вживаясь в выбранный образ. По понятным причинам они не могли расхаживать по Империи с обычным оружием, поэтому многие из «серых» специализировались на чем-то необычном и неприметном. В целом, если подбирать исторический пример, Серая лига больше всего похожа на японских ниндзя.

На примере того же Фесса видно, что воины Лиги умели и великолепно сражаться. Серая лига принимала участие и в масштабной военной компании: во время окончания войны с Дану тагаты (небольшие группы «серых») помогали уничтожать последних из остроухих. Хотя стилю Лиги больше соответствовало бы остановить восстание путем устранения главарей.

Волшебников среди воинов Серой лиги не водилось — по той простой причине, что Радуга не позволяла свободно пользоваться магией тем, кто не состоял в ней. Некогда изгоев из Радуги принимали в ряды Лиги, однако стоило магам посулить им прощение, как те предали, и с тех пор «серые» волшебников не привечали. А вот сами маги Радуги, судя по всему, с удовольствием пользовались услугами наемников, когда не хотели пачкать собственные руки.

Лига часто выполняла задания высших иерархов Империи, но сохраняла полную независимость от государства. Во главе Серой лиги стоит девять Патриархов. У каждого — свои люди, преданные не столько Лиге в целом, сколько лично Патриарху, личная доля в казне и собственные интересы, отнюдь не всегда сходные с желаниями коллег.

Патриархи ведут более чем скрытный образ жизни: обычный боец Лиги знает только пароли и явки. Правда, скрывалась верхушка «серых» на самом виду — в столице Империи Мельине. Местом встречи с самым влиятельным Патриархом — Хеоном — был солидный трактир «Полосатый кот», а сам Хеон скрывался под маской зажиточного торговца.

Именно Хеону служил Фесс, и именно этот Патриарх поддержал, пойдя наперекор всем остальным, войну Императора против Радуги. Один из людей Хеона собрал смесь трав, дым от сожжения которых лишал магов способности творить чары, что очень помогло воинам Лиги во время боя в Мельине. Однако даже чудодейственный сбор не спас Хеона, рассчитывавшего после гибели Радуги стать единственным Патриархом и приближенным Императора. Хотя бой за Мельин маги и проиграли, сам Патриарх и большинство его воинов погибли. Если кто и выжил, то, кроме Фесса, на службу Империи не перешел. Судя по всему, остатки Серой лиги предпочли либо затаиться, либо предложить свои услуги противникам Императора.

Вольные

Однако слава самых сильных воинов Мельина принадлежит все-таки не «серым», а народу, именующему себя Вольными. Внешне они мало отличаются от обычных людей, а вот образ жизни ведут совершенно иной. Вольные не имеют никаких способностей к магии, зато природа наделила их другими талантами, недоступными людям. Выхватить прямо из воздуха летящую стрелу — элементарная задача для любого Вольного. С другой стороны, на них не действует даже магический допрос. Впрочем, порой Вольные находили человеческих детей со способностями к волшебству и растили и готовили их наравне со своими отпрысками.

Детей Вольных после рождения забирают у родителей, и они растут все вместе в жесточайших условиях, выжить в которых способен только сильнейший. Зато те, кто проходит эту суровую школу до конца, получают в придачу к врожденным талантам потрясающие боевые навыки, превращающие Вольных в лучших бойцов Мельинской Империи. Как именно проходит обучение, достоверно неизвестно, но в поединке на мечах с ними не сравнится ни один простой человек. А вот дальнобойного оружия Вольные не признают.

Когда имперские легионы уничтожали гномов, Дану, эльфов и прочих орков, единственной расой, оставшейся в стороне от конфликта, оказались Вольные. Они не струсили, а просто оказались более предусмотрительными и гибкими, чем прочие, потому продолжили преспокойно существовать бок о бок с Империей. Последняя с радостью принимала на службу Вольных, которые то и дело присягали лично Императору. Вся личная гвардия человеческого правителя людей состоит из нескольких десятков Вольных. Такое доверие основано прежде всего на высочайших моральных принципах нелюдей, для которых изменить присяге или не исполнить долг хуже самой мучительной смерти.

Практически всей жизнью Вольных управляют различные кодексы — вплоть до того, сколько воинов должно выходить против того или иного противника. Верховная власть народа — могущественный и уважаемый Круг Капитанов. За пределами своих владений Вольные по большей части служат наемниками. Их услуги недешевы, но они того стоят. Единственный существенный недостаток Вольных — они не любят и совершенно не умеют скрываться, и всегда ведут себя как гордые и уверенные воины, что порой может выйти боком.

Во время войны с Радугой именно Вольные первыми пошли за Императором, безропотно пожертвовали собственными жизнями, но доказали, что их мастерство позволяет расправиться даже с опытными магами. На протяжении всей войны гвардия, состоявшая из этих молчаливых, практически безупречных воителей, оставалась, наверное, самой надежной опорой Императора.

Храм мечей

Если в Мельине основным фактором, определившим развитие и Серой лиги, и воинского искусства в целом, можно назвать могущество магических орденов, то в Эвиале все несколько сложнее. В этом мире существует так называемое «правило одного дара», которое не позволяет человеку быть мастером и клинка, и магии. Хотя, судя по всему, на эльфов и прочих нелюдей этот неудобный закон не распространяется, равно как и на визитеров из других миров Упорядоченного.

А вот коренные обитатели Эвиала, если судьба обделила их талантами волшебника, вынуждены изыскивать иные пути для удовлетворения амбиций. Наибольшей славой из всех не связанных с магией организаций Эвиала пользуется Храм мечей. Но, хотя слава о нем идет от Салладора до Волчьих островов, достоверной информации об этом заведении очень мало.

Храм находится в степях, далеко от всех крупных очагов цивилизации. Никто посторонний, даже маги и церковники, так и не смог проникнуть на территорию Храма и выведать хоть какие-нибудь его секреты, не говоря уж о том, чтобы понять, какие цели преследуют его хозяева, кроме общих слов о неком «Воплощении Дальнего», к приходу которого Храм и готовит мир. Подробности остаются загадкой, а также предметом домыслов и споров, и для читателей. Ведь Дальние — это самые, пожалуй, таинственные обитатели Упорядоченного, которые раньше сражались против Хедина и, похоже, продолжают противостоять Познавшему Тьму.

Конкретные цели Храма неизвестны даже тем, кто прошел его Школу: и Ниакрис, и Рысь, обучавшиеся в нем, получили только богатейшие воинские навыки, но никак не мистические знания. Очевидно, последние — удел избранных, а обычные же ученики служат лишь орудиями. Храм не брезгует посылать своих воинов на разнообразные задания в роли наемников, исполняющих особо деликатные поручения, хотя далеко не всем заказчикам отвечают согласием.

Воины Храма не только превосходно владеют оружием (а также навыками боя без него) и умением маскироваться, но и некоторыми сверхъестественными способностями, природа которых неизвестна. К примеру, они умеют разрушить несложную магическую защиту или в мгновение ока преодолевать огромные расстояния.

После обучения, которое представляет собой бесконечную череду разнообразных заданий и упражнений разной сложности, ученик должен доказать свою пригодность целям Храма. На год он возвращается во внешний мир с одной целью — найти и убить трех любых разумных существ. Если его выбор удовлетворит Храм, то быть ему рыцарем, если же нет — ученика ждет незавидное будущее.

Несколько раз полноправные воины Храма мечей сталкивались с Фессом — и всегда они оказывались по разные стороны баррикад. Хотя личной антипатии к некроманту у храмовников не заметно, Храм в целом, похоже, воспринимает его как врага. Воины Храма проникли в Башню, где скрывался Фесс, и попытались взять того в плен; Фесс победил, но только благодаря невероятным боевым навыкам и драконице Рыси. Даже несмотря на проигрыш, храмовники продемонстрировали потрясающее боевое мастерство.

Бреннерская обитель

Но даже таинственный Храм мечей — не такая страшная и уважаемая обывателями Эвиала организация, как самое мощное оружие Святой Матери нашей Церкви — Инквизиция. Святые отцы, прекрасно понимая, что доброе слово и каленое железо куда убедительней, чем просто доброе слово, создали собственную школу бойцов. Проявив некоторое чувство юмора, они расположили ее в Бреннерском замке, когда-то принадлежавшем одному из сильнейших темных магов Эвиала.

Вера в Спасителя среди нечеловеческих рас почти не распространена и воспринимается исключительно как людская глупость. Однако среди воинов Бреннерской обители встречаются не только люди (причем самые разнообразные), но и орки с эльфами, и даже половинчики.

Сам Фесс при всем своем мастерстве, рука об руку с прошедшей школу Храма мечей Рысью не смог одолеть четверку бреннерских бойцов, впервые встретившись с ними. Все встречавшиеся в повествовании выпускники Бреннерской обители, если и не фанатики, то искренне веруют и беззаветно преданы идеалам Церкви. Та самая четверка, в итоге уничтоженная Фессом, без зазрения совести взяла на себя роль палачей, а Кларе Хюммель их коллеги показались похожими на псов. Тем не менее, в прямом столкновении они сражались по-рыцарски: меч против меча, магия против магии. Да, по крайней мере, часть бреннерских воинов неподвластна «правилу одного дара» и наряду с обычным оружием может на высочайшем уровне использовать магию.

Вслед за отцом Этлау «святые» воины получили возможность блокировать действие магии, что превратило их в самых опасных врагов волшебников. Впрочем, назревающее противостояние между Церковью и магами пока не переросло в настоящую войну.

Дем Бинори и Орден Койаров

Естественно, мастера меча и прочих колюще-режущих инструментов имеются и в «главном» мире Упорядоченного — Хьерварде. Сложно переоценить их роль в романе «Воин великой тьмы», действие которого разворачивается в западной части этого мира. Именно там расположена знаменитая Школа Дем Бинори, где готовили лучших бойцов Халланского королевства.

Позволить отдать своего отпрыска на обучение в Школу Мечей могли лишь богатейшие люди страны, но результат того стоил. Выдержать десять лет тяжелой подготовки под силу далеко не каждому. Преодолев все препятствия, ученик получал, по решению мастеров, тот или иной ранг, который отмечался соответствующей татуировкой и оставался с бойцом навсегда. Обычно, получив знаки, выпускники старались отправиться на настоящую войну или другим образом подтвердить свое звание, заработать денег и получить возможность сделать блестящую карьеру. В Дем Бинори воспитывали не убийц и не шпионов, а именно воинов, которые будут честно служить на благо короне.

Даже самые низкие ранги иерархии открывают перед юным воином широчайшие перспективы, что уж говорить о высших званиях — Белом Драконе и Черном Вороне, которые носят наставники Школы. Помимо двух высших знаков, существует еще один, вне иерархии, считающийся символом непобедимости, — Белый единорог. Получить его, мягко говоря, непросто — необходимо превзойти двенадцать обладателей высших знаков, выйдя против них с одним лишь посохом. За долгие годы Белого единорога смог заслужить лишь один человек — Атор, впоследствии прозванный Великим. Впрочем, за плечами у него была школа Танца мечей, пожалуй, даже более смертоносная, чем Дем Бинори.

Об Ордене Койаров, воины которого в равной мере сочетали владение магией и собственным телом, в Западном Хьерварде говорили только шепотом. Стремясь ко все большему могуществу, койары не останавливались ни перед чем: кровавые пытки и жертвоприношения, интриги и предательства...

Орден принял самое деятельное участие в свержении законной династии Халланского королевства. По иронии судьбы, именно то, что должно было вознести их на вершины власти, привело к гибели койаров. Атор, сын главы Ордена, выступил против недавних учителей и товарищей, и уничтожил всех койаров, оставшись единственным носителем их тайных знаний и умений. Атор сделался ближайшим советником новой повелительницы Халланского королевства и смог завоевать вожделенный знак Белого Единорога. Однако, вопреки молве, этот знак не сделал своего обладателя непобедимым в бою.

Выпускник Дем Бинори Трогвар, потомок старой династии Халлана, обладатель «всего лишь» третьего знака в иерархии — Крылатого пса, дважды сходился с Атором в бою один на один. Первый раз Крылатый пес уцелел лишь чудом, но во второй Трогвар, используя необычное оружие — пару боевых крюков, убил могучего противника.
* * *

Впрочем, к тому времени Трогвар уже стал из «простого смертного» могучим волшебником. На его примере, как и на примере прошедшего множество различных школ Фесса, видно: наибольшую эффективность даже самые выдающиеся боевые навыки обретают только в сочетании с соответствующим магическим искусством. Которое в мирах Ника Перумова не менее интересно и многогранно, чем боевое. В одном из будущих номеров «Мир фантастики» расскажет о магии Упорядоченного подробнее.

Прикрепления: 2385147.jpg (48.9 Kb) · 3481863.jpg (33.3 Kb) · 1696864.jpg (27.6 Kb) · 2503574.jpg (41.9 Kb) · 4756116.jpg (40.1 Kb) · 1511079.jpg (45.9 Kb) · 5553892.jpg (47.0 Kb) · 7149464.jpg (32.9 Kb) · 2383678.jpg (32.3 Kb) · 4433674.jpg (32.8 Kb)


Мы устроим на улице танцы у всех на виду,
Ты одела вечернее платье, и солнце переоделось в луну.
Будет жаркое лето в этом году,
Если птицы летают так низко, то это, это к дождю.

Слышишь, ругаются люди в соседней квартире,
Выходит, что мы не одни в этом мире,
Лежим, я у стенки, ты с краю,
Я тебя не люблю...я тебя обожаю.

<Вячеслав Бутусов>

Komandor Дата:Понедельник, 05.07.2010, 22:21 | Сообщение # 6
Сообщений: 3376
Медали:
За 500 постов За 1500 Постов За 2000 Постов
Замечания:
Награды: 12
Уважение
[ 19 ]
Оффлайн
Великие силы упорядоченного



Наличием богов или схожих по функциям сущностей в фэнтезийном произведении никого не удивишь, но роль они почти всегда играют второстепенную. Помочь советом, вставить палки в колеса, отправить на другой конец света неизвестно зачем — это они завсегда, а вот лично участвовать в разборках большинство богов не любят, предпочитая действовать через последователей. Да и писателю придумать, чем занять персонажа, способного движением брови двигать горы, а мановением пальца уничтожать армии, нелегко.

Вот и получается, что боги вроде и есть, а все время «за кадром». Самое частое объяснение: прямое столкновение божеств приведет к непоправимым последствиям, поэтому сами они стараются в жизнь простых и не очень смертных не вмешиваться. А порой, когда они все-таки решают, что без них не разобраться, то действуют посредством аватар — воплощений с сильно «урезанными» способностями.

Всезнающий дракон

Одна из наиболее известных надмировых сил Упорядоченного впервые заявила о себе еще в самом первом произведении Перумова — «Кольце тьмы». Отправившись на восток Средиземья, герои сталкивались там с множеством чудес, о которых Толкин не мог и помыслить, в том числе с Духом Познания в образе Золотого Дракона с четырьмя зрачками в каждом глазе. Дух Познания с самого начала позиционировался как третья сила, одинаково нейтральная по отношению к Свету и Тьме. Этот образ появился не на пустом месте, а был навеян строчками из «Поэмы начала» Гумилева:

Старше вод и светлее солнца,

Золоточешуйный дракон.

И подобной чаши священной

Для вина первозданных сил

Не носило тело вселенной,

И Творец в мечтах не носил.

Дракон по имени Орлангур, поначалу исполнявший довольно банальную роль советчика героев, очень скоро перестал быть «богом из машины», а его образ заиграл новыми красками. Уже в третьей части «Кольца тьмы» Орлангур начинает активно действовать, лично возглавляя поход всех центральных героев трилогии Перумова на Валинор.

Впрочем, судя по всему, тот Орлангур был всего лишь аватарой, отражением себя настоящего — живущего не в одном мире, а во всем Упорядоченном. В последующих произведениях, начиная с «Гибели Богов», Орлангур вновь уступает ведущие роли другим, сам оставаясь лишь наблюдателем и порой советчиком и исполнителем «воли Упорядоченного». Судя по некоторым фразам, подобная бездеятельная роль отнюдь не прельщает самого Дракона. Кстати, в Упорядоченном он появляется и в иных образах, но его всегда можно узнать по очень уж оригинальным глазам.

Но Орлангур, как и его «брат» — соборный дух миров Демогоргон, который у Перумова до сих пор лишь упоминался, — так же, как и все остальные обитатели Упорядоченного, по рукам и ногам (а точнее — по крыльям и хвосту) связан Законом Равновесия. Четкой формулировки это правило не имеет, но его суть ясна: чем большей силой обладает то или иное создание, тем больше ограничений на него налагается. Их можно нарушить, но ответная реакция закона будет сокрушительной.

Поэтому Орлангур вынужден даже наблюдать за происходящим по большей части посредством более-менее обычных смертных, которых он не гнушался брать в помощники. Через них он обычно и действует. Хотя известно и одно его физическое воплощение, принимавшее самое что ни на есть активное участие в событиях «Хранителя мечей».

Истинная личность старого клоуна и по совместительству бойца Серой Лиги Кицума долгое время оставалась предметом яростных споров и всевозможных домыслов читателей. У обычного на первый взгляд обитателя Мельина то и дело проявлялись такие способности и знания, которых просто не могло быть у человека. За всю историю Упорядоченного действия посредством аватары Кицума, не раз вытаскивавшего своих товарищей из, казалось бы, безнадежных ситуаций, — пожалуй, самое заметное вмешательство Золотого Дракона в естественный ход вещей.

Орлангур — скорее бесстрастный зритель и режиссер в одном лице, чем участник представления под названием жизнь в Упорядоченном. И даже когда над ним нависла угроза полного уничтожения, Дракон не вступил в игру напрямую, а продолжал действовать из-за кулис.

Прямиком из Асгарда

В отличие от прочих великих сил Упорядоченного, Орлангур никогда не стремился захватить вселенную или изменить ее под себя. Кроме него, этим могут похвастаться разве что Древние Боги. Они родились вместе с Упорядоченным и власть получили по праву первородства и силы. В большинстве миров существовали «локальные» боги, которых можно сравнить со стихиями, которые осознают себя и обладают личностями. Одни были злыми и требовали кровавых жертвоприношений, другие, наоборот, старались помогать простым смертным — благо ни те, ни другие были не ограничены ничем, кроме собственных способностей. В общем, модель, очень похожая на языческие верования наших — и не только наших — предков.

За основу для главного пантеона Упорядоченного Перумов взял, наверное, самых известных древних богов нашего мира — скандинавских. Да, первыми властителями всего Упорядоченного были О дин, Локи, Тор и прочие известные персоны. В целом их личности и жизнь, судя по всему, не слишком отличались от того, что повествуют легенды викингов.

Основной вотчиной «скандинавов» стал мир Хьёрвард, но и в других реальностях они действовали настолько активно, что отголоски их деяний дошли даже до лишенной магии Земли. У этих небожителей присутствовали все неизменные атрибуты, которые ассоциируются у нас со скандинавскими богами, — валькирии, восьминогий конь Слейпнир, ожидание разрушительной войны богов — Рагнарёка.

Вот только последнего как раз и не случилась. Древняя история Упорядоченного, которая до сих пор раскрывалась лишь в воспоминаниях героев и, вероятно, более подробно будет освещена в готовящейся к выходу «Тысяче лет Хрофта», с полным правом может называться альтернативным вариантом «судьбы богов». Вместо битвы, к которой они готовились и ждали, состоялось сражение на Боргильдовом поле с семеркой любимых детей Творца, пришедших, чтобы заявить свои права на Упорядоченное.

Молодые Боги

Так у Упорядоченного появились новые владыки, а старые полегли в том бою все, кроме Одина. К нему победители проявили редкое для себя милосердие и позволили ему жить в изгнании в Хьёрварде, лишенным былого могущества и под именем Старый Хрофт. Впрочем, для Одина остаться в живых было скорее пыткой, чем удачей.

А на смену эпохе вольных и сильных пришло время покоя и порядка. Молодые Боги во главе с Ямертом (имена всех семи начинаются на «я», что, вероятно, должно указывать на их эгоистичность) принялись наводить повсюду свои порядки. Их именем проповедовали жрецы, управляли смертные властители, и даже Истинные маги — порождения самой сущности волшебства — воспринимали их как владык. А вот для «локальных» богов, всяческих чудовищ и всех свободолюбивых существ настали мрачные времена. С врагами Ямерт и компания расправлялись без колебаний, если не сомневались в успехе, недаром их самое могущественное орудие — Губитель — прославился тем, что не оставлял в мирах ничего живого.

Молодые Боги были любимыми детьми Творца, потому и получили власть на Упорядоченным. И порой создается впечатление, что они воспринимали мультивселенную лишь как свою игрушку. Зачастую Молодые Боги вели себя как тираны: любое инакомыслие не то что не поощрялось, но просто уничтожалось. О свободе, пусть и жестокой, которую знало Упорядоченное при владыках Асгарда, пришлось забыть. Молодые Боги стали богами Порядка, если можно так выразиться. А он всегда удобнее для большинства: даже могучие Истинные маги признавали владычество Ямерта и компании.

Но так было лишь до поры до времени: всегда найдется кто-то свободолюбивый и достаточно сильный, чтобы собрать вокруг себя всех отверженных и недовольных существующими порядками и повести их на смертный бой. Таким лидером стал как раз один из Истинных магов — Владыка тьмы Ракот.

Хотя о восстании Ракота Перумов напрямую не писал — мы узнаем о нем лишь из воспоминаний разных героев, — то, как Молодые Боги вели войну, заставляет большинство читателей относиться к последним без особой симпатии. Ракот совершил, казалось бы, невозможное — пришел штурмом на сам оплот своих врагов, Обетованное, но Молодые Боги так и не вышли сразиться с ним лицом к лицу, спрятавшись за спины многочисленных слуг. А в противостоянии чистой силы Владыка Тьмы уступил.

Там, где спасовала сила, победила, как мы знаем из «Гибели Богов», хитрость: друг Ракота Хедин спас Владыку Тьмы из заключения, и вместе они свергли Молодых Богов. Впрочем, дело тут скорее в том, что когда встал вопрос о гибели всего Упорядоченного, Молодые Боги решили отпраздновать труса, а Истинные маги не сдались. Вот и оказалось, что само Упорядоченное избрало себе новых владык.

Братья-хранители

Идея обретения божественности в фэнтези довольно распространена: ею грезил и незабвенный Рейстлин из «Саги о Копье», и многие другие. Но, пожалуй, ни у кого эта идея не обретала столь серьезного воплощения, как у Перумова, ведь для нашего писателя божественный статус — далеко не только могущество. Хедин и Ракот получают не столько новые возможности, сколько бесконечную ответственность, о которой, кажется, совершенно не задумывались их предшественники.

Возможно, именно это стало причиной того, что в продолжениях «Гибели Богов» Новые Боги продолжают вести себя скорее как Истинные маги или даже люди. Ведь бог — это не только невообразимое могущество. А что еще? Ник Перумов говорил, что именно над этим вопросом будут биться Хедин и Ракот в романе под рабочим названием «Гибель Богов-2». Одно время писатель утверждал, что отказался от этого проекта, но недавно подтвердил, что, заканчивая «Войну мага», пересмотрел свое решение.

Союзник и друг Хедина Один смог вернуть себе божественный статус, но не стал вновь взваливать на себя бремя власти, а остался жить в Хьёрварде, отчасти оберегая его, отчасти служа стратегическим резервом Новых Богов. Хедину и Ракоту же большую часть времени приходилось отражать всевозможные угрозы Упорядоченному — спокойствия во вселенной поубавилось.

Главной угрозой был, конечно, Неназываемый, уничтожавший саму плоть миров, попадавшихся ему на пути. Но этот враг сродни стихии — опасный, но бесстрастный. А было немало и тех, у кого к Хедину с Ракотом накопилось немало личных счетов.

Это и Молодые Боги, жаждущие мести любой ценой, — исключением стала лишь бывшая богиня природы Ялини, отрекшаяся от братьев ради возможности служить миру и жизни. Да и старые товарищи из числа Истинных магов подались в услужение Хаосу не от хорошей жизни при Новых Богах. А ведь есть еще Дальние, прежде враждовавшие с возлюбленной Хедина Сигрилинн, а теперь из-за кулис противостоящие ему самому — о них и их целях мы до сих пор не знаем почти ничего.

Читая «Землю без радости», «Алмазный меч, деревянный меч» и цикл «Хранитель мечей», в которых мы становимся свидетелями часто закулисного противоборства Новых Богов с многочисленными врагами, понимаешь, что для них божественность стала едва ли не трагедией. И вместо свободы от ига Молодых Богов братья получили вечность в рабстве у тяжелейшего долга. Не потому ли с такой печалью говорил Хедин в финале «Гибели Богов» об ожидающем его и Ракота будущем?..



Всеблагой

Молодые Боги поощряли поклонение себе, а вот об их преемниках знали лишь в единицах миров. Естественно, свято (в прямом смысле этого слова) место пусто не бывает, и появилась сущность, готовая заполнить религиозный вакуум. Если эльфам, гномам и прочим оркам до нового культа особого дела не было, то люди с готовностью приняли очень удобную для них веру.

В Спасителя веруют, судя по всему, во всех «простых» мирах, где не знают о Хедине и Ракоте. И в Эвиале, и в Мельине, и даже в просвещенной магической Долине существуют посвященные ему культы, постепенно вытесняющие прочие, в основном языческие верования. Построены эти церкви, насколько можно судить по известным нам мирам, по примеру всем знакомой христианской.

Зарождение веры в Спасителя в большинстве случаев происходит по одной, также знакомой нам схеме. Рождение мессии, краткие проповеди и жестокая гибель от рук гонителей, после которой остаются более-менее стандартные заповеди, сотни последователей, ростки будущей религии и мрачные предсказания о неминуемом конце света и суде. В итоге мы видим мощную Церковь, весьма напоминающую средневековую католическую, со многими «прелестями» вроде играющих в политику патриархов, гонений на неверных и Инквизиции. Излишне говорить, что Церковь Спасителя и большинство его слуг выглядят, мягко говоря, не слишком притягательно.

О самом Спасителе известно не так уж и много. Его последователи воспринимают его как защитника и благодетеля, а вот для Хедина и Ракота он едва ли не главный враг, вольно или невольно помогающий Неназываемому, Дальним и прочим уничтожать миры. Но в то же время, не сумев заполучить Мельина, Спаситель лишь благословил своего погибшего победителя Мерлина, когда боги-братья всерьез собирались с ним драться.

Собранные по крупинкам сведения дают довольно противоречивый образ. Тот же Мерлин называл Спасителя несуществующим, но более чем достаточно убедительных доказательств его существования. Его воплощения жили, страдали и умирали. Как минимум одно из этих воплощений стало отцом так и не родившегося ребенка (привет Дэну Брауну!), череп которого Архимаг Игнациус приберег явно как оружие против родителя. Является Спаситель всегда в виде бородатого странника в серой хламиде — бедняк, а не бог. А один из его фанатичных последователей инквизитор Этлау, заглянув в суть своего божества, ужаснулся, предпочел отречься от него и сражаться, пытаясь не допустить его второго прихода в Эвиал.

Судя по всему, это произойдет в заключительном томе «Войны мага», ведь пророчества почти исполнились, и мы, вероятно, узнаем хотя бы часть его реальных способностей, целей и мотивов. Похоже, без исполнения пророчеств, как случилось в Мельине, он не может действовать в пределах мира и начинать судить. Вероятно, Спаситель сам налагает на себя подобные ограничения, чтобы иметь возможность использовать все свои силы в нужный момент, таким образом обходя Закон Равновесия.

Что до происхождения этих сил и самого Спасителя, то наиболее вероятно, что он — квинтэссенция человеческих чаяний, осознавшая себя и черпающая почти неиссякаемую мощь в людской вере, которая его породила и питает. И справиться с ним может лишь воля простых людей. Поэтому и не смогли избавиться от Спасителя Хедин с Ракотом за годы своего владычества.

* * *

Как бы то ни было, в сказаниях об Упорядоченном перед нами предстают самые разные пантеоны богов. Пожалуй, ни у одного другого автора фэнтези не действует активно столь много богов и сущностей, сравнимых с ними по мощи. Это придает циклу Перумова неповторимый размах и дух эпичности.

В то же время Перумов очень нетривиально и оригинально обыгрывает многие земные религии, что придает его богам и религиям и узнаваемость, и особую яркость. А если вспомнить, сколь много у Ника оригинальных идей, то получается ни с чем не сравнимый букет, от которого любой поклонник мифотворчества должен остаться в полном восторге.

Прикрепления: 9388271.jpg (62.1 Kb) · 9865742.jpg (27.6 Kb) · 3204225.jpg (46.3 Kb) · 3296683.jpg (50.2 Kb) · 2457988.jpg (28.9 Kb) · 6737470.jpg (38.5 Kb) · 1587342.jpg (44.6 Kb) · 7024203.jpg (14.1 Kb)


Мы устроим на улице танцы у всех на виду,
Ты одела вечернее платье, и солнце переоделось в луну.
Будет жаркое лето в этом году,
Если птицы летают так низко, то это, это к дождю.

Слышишь, ругаются люди в соседней квартире,
Выходит, что мы не одни в этом мире,
Лежим, я у стенки, ты с краю,
Я тебя не люблю...я тебя обожаю.

<Вячеслав Бутусов>

Komandor Дата:Понедельник, 05.07.2010, 22:22 | Сообщение # 7
Сообщений: 3376
Медали:
За 500 постов За 1500 Постов За 2000 Постов
Замечания:
Награды: 12
Уважение
[ 19 ]
Оффлайн
Отблески «Гибели Богов»

Вера Камша, одна из популярнейших российских писательниц, работающих в жанре фэнтези, начинала свое творчество с полушуточной альтернативной версии «Гибели Богов». Зачином ее первого цикла, «Хроник Арции», послужило то самое падение Молодых Богов. После чего схожие с ними боги, также захватившие власть в мире Арции, были вынуждены покинуть свои троны, чтобы не нарушить баланс. Но не все из семерки богов хотели оставить ставший родным мир...

Впрочем, Камша почти сразу отходит от присущей Перумову эпики, работая в своем оригинальном стиле на грани историзма. Хотя в «Хрониках Арции» встречаются некоторые из тех самых семерых богов и есть церкви, которые непременно вызовут ассоциации с земными, отнюдь не боги стали главными героями ее книг. Эта роль выпала на долю людей, чья воля порой может оказаться сильнее власти любого бога.


Мы устроим на улице танцы у всех на виду,
Ты одела вечернее платье, и солнце переоделось в луну.
Будет жаркое лето в этом году,
Если птицы летают так низко, то это, это к дождю.

Слышишь, ругаются люди в соседней квартире,
Выходит, что мы не одни в этом мире,
Лежим, я у стенки, ты с краю,
Я тебя не люблю...я тебя обожаю.

<Вячеслав Бутусов>

AiRoN Дата:Воскресенье, 08.01.2012, 20:14 | Сообщение # 8
Андрей
Сообщений: 1138
Медали:
За 500 постов За 1500 Постов
Замечания:
Награды: 12
Уважение
[ 7 ]
Оффлайн
Quote (Komandor)
Вера Камша, одна из популярнейших российских писательниц, работающих в жанре фэнтези, начинала свое творчество с полушуточной альтернативной версии «Гибели Богов».

А я именно после "Гибели Богов" окончательно и навсегда разочаровался в творчестве Перумова. Помню меня тогда оч поразил тот факт, что эта книга считается едва ли не одной из лучших у него...
Martisha Дата:Воскресенье, 08.01.2012, 20:19 | Сообщение # 9
Pachuki
Сообщений: 1992
Медали:
За 500 постов За 1500 Постов
Замечания:
Награды: 29
Уважение
[ 18 ]
Оффлайн
А я из Перумова пыталась читать только Кольцо Тьмы. Книгу так и не осилила, но читала много про те оставшиейся извращения, которые он проделал со Средиземьем, которые я не дочитала. После этого даже остальные его книги не хочется брать в руки.

Я знаю пароль, я вижу ананас. Я верю, что еноты придут спасать нас!
Marina Sukhoffa & Nikita Cherkasoff
As
Pachuki & Nachuno
AiRoN Дата:Воскресенье, 08.01.2012, 20:24 | Сообщение # 10
Андрей
Сообщений: 1138
Медали:
За 500 постов За 1500 Постов
Замечания:
Награды: 12
Уважение
[ 7 ]
Оффлайн
Quote (Martisha)
А я из Перумова пыталась читать только Кольцо Тьмы. Книгу так и не осилила,

А я осилил. Там только крупные батальные сцены в конце второго тома хоть что-то стоят. А 3 том вообще нечто...
Darkness » Литература » Авторские миры » Миры Ника Перумова
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: