Форш Татьяна - Сумасшедший Отпуск


Аннотация на книгу Татьяны Форш "Сумасшедший отпуск":

Она – вчерашняя студентка, обладающая талантом видеть невидимое и запросто общающаяся с домовым и прочей нечистью. Он – ученый из другой галактики, мотающийся в бездне космоса в поисках неведомого элемента, способного спасти его планету. Казалось бы, ничто во вселенной не может свести их вместе, но… многое может изменить аварийная посадка.

тема автора на форуме

Рецензия на книгу Татьяны Форш "Сумасшедший отпуск":

У меня есть несколько вредных привычек. Одна из них - грызть семечки. Понимаю, что вредно как для здоровья, так и для ногтей, но ничего с собой поделать не могу.
Другая моя вредная привычка сродни первой - я люблю время от времени заливать в pocket-бук какой-нибудь свежеизданный армадовский опус и ознакамливаться с новым витком полета авторской мысли. Обычно мое ознакомление заканчивается тотальным разочарованием в современном печатном слове, среднем интеллектуальном уровне читателя и настроем на критикующий лад.
Честно осиленный мной текст под авторством небезызвестной Татьяны Форш вновь уверил вашу покорную слугу в том, что авторши с СамИздата, заботливо пригреваемые под крылом "Армады", со сравнительно недавних пор уподобились царю Мидасу, который, как известно, легким касанием руки превращал все вокруг себя в золото. Увы, в отличие от несчастного царя, юные и не очень дарования с СИ проделывают обратную операцию над всевозможными направлениями жанра фэнтези и фантастики. Изрядно поглумившись над классическим фэнтези и добившись того, что от слова «эльфы» во рту появляется неприятный привкус, а левый глаз начинает подергиваться, авторши стали поглядывать в сторону других жанров. Татьяна Форш смело ринулась в бой с неизведанным для нее доселе понятием "космоопера" и попыталась написать нечто, при очень отдаленном рассмотрении смахивающее на образчик данного фантастического направления.
Интересно, почему обитательницы СИ настолько твердо уверены в том, что, если прилепить впереди названия жанра эпитет "юмористический" и подать под этим соусом парочку позапрошлогодних квновских шуток и несколько сильно бородатых анекдотов, то получится вкусное блюдо?
"Сумасшедший отпуск» такового из себя не представляет.
Все, что можно сказать о новом творении Татьяны по горячим следам первого впечатления - сумбур. Причем, сумбур невнятный и нелогичный. Опять перед нами предстает неплохая идея с хромающим на все конечности воплощением.
Татьяна стремится собрать все яйца в одну корзину и объединить под твердой обложкой сразу несколько жанров: городского и славянского фэнтези плюс мизерные вкрапления космооперы. Похвалить Форш в данном случае я могу лишь за одно: попытку отхода от шаблонов ЖЮФ про попаданок и ехидных ведьм. Хотя нет, вру. Попаданец там-таки присутствует, но не столь заметный, и, скорее, обретается где-то на заднем плане.
Начну с самого больного места творчества Татьяны: с сюжета.
Из того винегрета, что подан в тексте, я с грехом пополам сумела вычленить несколько сюжетных завязок. Итак.
В то время, как на нашу бедовую планету приземляется инопланетный корабль под руководством неизвестно кого и догоняемый неизвестно, кем (враги были скупо обозначены как раски и больше ничего), две девицы-сестрицы едут отдыхать в Богом забытую деревушку где-то в глуши. Там они сталкиваются с кучей непонятных вещей и явлений, ссорятся, мирятся, психуют, успокаиваются, и в конце концов находят каждая свою Любовь. Собственно, все.
В этом опусе перед нами вновь предстает модная нынче манера повествования: взгляд на ситуацию из глаз разных персонажей. Можно порадоваться уже тому, что в данном случае этот прием оправдан: описывается не одно и то же малозначимое событие, переливая из пустого в порожнее, а разные, что позволяет немного расширить границы авторского вымысла. Более-менее сужен и круг повествователей: всю незатейливую историю мы наблюдаем из глаз одной из сестер. Изредка вклинивается инопланетный персонаж, скачущий из тела в тело с легкостью гонной козы, но ему отчего-то уделяется унизительно малое пространство текста, и он играет банальную роль рояля в кустах: появляется только тогда, когда на младшую сестру нападает романтический настрой или же когда нужно хоть как-то разбавить пресную жиденькую кашицу рассказа. Все остальное время мы имеем удовольствие (или же неудовольствие - каждый решает сам, но я все ближе склоняюсь ко второму варианту) наблюдать за подробностями деревенского уклада жизни населенного пункта с гордым названием Боровлянка, страданиями юной городской девицы, Лизы, мечтавшей поехать к морю, а получившей деревню, и вдумчивые размышления на тему любви и сложностей взаимоотношения родственников старшей сестры, Галины.
Давно уже не секрет, что среднестатистический опус авторш "Армады" - это, прежде всего, любовный роман. Причем, неважно, с кем главные героини крутят любовь: с пришельцем, эльфом, демоном или страусом. Расы предмета обожания ГГ меняются с легкостью: подставьте вместо форшевского инопланетянина темного эльфа и поменяйте космический корабль на подземное царство, и, уверяю вас, вы не заметите разницы. Все остальное: пасторальная обстановка, лесные пейзажи и космические ужасы - лишь декорации, ширма, которой прикрываются любовные метания героинь. При известной доле таланта можно было бы интегрировать любовные перипетии в сюжетную канву так, чтобы все было органично и взаимодополняло друг друга (см. книги той же Ольги Громыко). Но, к сожалению, этим талантом Татьяна не обладает и все, на что хватает ее творческого потенциала - это плоские прямые сюжетные линии, не отягощенные интригой, а также полнейшая предсказуемость с первых же страниц.
Герои. Ничем новым в плане создания персонажей "Сумасшедшего отпуска" Татьяна меня удивить не смогла. Все те же картонные, выхолощенные образы без души, с набором каких-то примитивных ценностей и понятий.
Главных героев в книге четыре: сестры Галина (старшая) и Лиза (младшая), уфолог Петр, а также инопланетный герой, Дарн. За каждым из героев не чувствуется детальной работы с образом, продумывания личностных характеристик и хотя бы малейшего знания психологии. Такое ощущение, что в тексте Татьяна оперирует лишь именами, как табличками, передвигая их с места на место, а все остальное пространство забивая какими-то абсолютно ненужными событиями и скупыми описаниями местности.
Галина, хоть и заявлена как старшая, всезнающая и всеумеющая сестра, на деле представляет из себя классическую серую мышь, вряд ли когда-нибудь высовывавшую нос за пределы родного гнезда. Все эти упоминания о крутой фирме, которой она руководит, выглядят насквозь фальшивыми – не чувствуется у Галины той силы воли и характера, которой поспешила наградить ее Татьяна.
Ее сестра, Лизавета, недалеко ушла от Галины. По менталитету, поступкам и размышлениям – типичный трудный подросток, привыкший потакать своим «хочу» и «буду». Типичнейший и любимейший Татьяной типаж героини – истеричная, язвительная не по делу и вспыльчивая абсолютно не к месту, девушка производит впечатление не особо умной особы, а в некоторых ситуациях – попросту глупой. Вы бы рискнули отправиться одни в незнакомую чащу, наивно надеясь, что сами, без помощи местных жителей, отыщете дорогу домой? А Лиза рискнула, продемонстрировав определенный уровень ума и сообразительности. И подобных примеров масса. По мере прочтения вызывает стойкое отторжение еще и по причине козыряния собственными сверхспособностями: Лиза видит потусторонний мир и умеет общаться с домовыми и прочими духами.
Мужские персонажи, воплощенные на бумаге такими яркими примерами, как Петр и Дарн, а так же вереница второстепенных героев, вроде Гриши, местного алкоголика, лишний раз доказывают, что в природе противоположного пола Татьяна разбирается плохо и мыслит устоявшимися шаблонами. Все мужские персонажи в книге можно четко разделить на два типажа: инфантилы, не знающие, куда себя приткнуть в этой жизни, и спивающиеся алкоголики. То ли у автора такие странные представления о представителях сильного пола (ибо в каждом опусе Татьяны мужские типажи до отвращения одинаковые), либо это ее идеалы в реальной жизни. На деле же слабовольные мужчины с разумом и рассуждениями подростка, выглядят странновато. Инопланетянин лезет в избу с целью умыкания важной детали самогонного аппарата; уфолог Петр, мало задумываясь о последствиях, устраивает дебоши в здании института, где работает. Собственно, сестры служат при них этакими всепрощающими и всеутешающими мамочками, от чего примерно к середине текст начинает производить впечатление пособия для начинающего психоаналитика, по теме «Инфантильные мужчины и как с ними бороться».
Язык. Не может не радовать лишь то, что от текста к тексту Татьяна прогрессирует: становится меньше жутких эвфемизмов, типа «накосячила», «охренеть» и особо ненавидимых мной «щас» и «блин». Но нельзя сказать, что содержание выводится на достойную ноту: по-прежнему создается впечатление, что опус вышел из-под пера домохозяйки, бросившей работу и осевшей дома лет десять назад. Множество повторов одних и тех же навязших в зубах оборотов, какой-то искусственный язык диалогов (герои словно не разговаривают, а выдавливают из себя каждое слово, судорожно обдумывая каждое следующее предложение), а также не блещущие лексическими изысками или смелыми находками описания окружающей среду. Все скупо, сухо и отрывисто.
Отдельных слов заслуживают описание Татьяной космического корабля и прочей инопланетной техники, а также битвы с инопланетными тварями и полеты в космосе. С первых же строк видно – автор крайне редко открывает книги жанра научной фантастики, посвященной космосу. От технических описаний и размышлений героя-инопланетянина, лично мне, искушенной великолепными произведениями мастера НФ Джека Макдевита, хотелось плакать; видимо, испугавшись собственных познаний в области космоопер, Татьяна быстренько свернула действие в сторону привычной для нее примитивной фентези с домовыми и истеричными девицами.

Цитата:

Прошагав к панели управления, он, стукнув по клавише, блокировал все двери.

Два плоских корабля расков вылетели откуда-то сзади и смело зависли перед экраном.

Страх?

Он усмехнулся, наводя прицел.

Ярость сильнее.

Красная кнопка вдавилась в панель управления.

Взрыв ослепил, в пыль рассеивая корабль захватчиков.

– Планета Х751. Максимальная скорость без перемещения. Выполняю! – вдруг ожил робот-навигатор.

В следующую секунду корабль легко вздрогнул, и звезды, набирая скорость, понеслись ему навстречу. Черноту наискось прорезала вспышка.

Раски – мстительные твари, и так просто они его теперь не оставят. Он должен убить их всех, иначе они убьют его.

Еще одна вспышка, расцветившая вечную ночь.

Несколько ответных выстрелов заставили пиратов перейти на зигзаг. Они видели, к чему приводит беспечность. Вряд ли их можно поймать на один и тот же трюк!

– Планета Х751. Входим в зону притяжения, – через некоторое время утешающе пробубнил голос навигатора.

Цитата:
– Что?

– Почему он так тебе не нравится? – спросила сестра, продолжая буравить меня пристальным взглядом.

Я озадаченно нахмурилась:

– Кто?

– Петр. – Галка криво усмехнулась и отставила кружку. – Я же вижу, как ты начинаешь себя вести, когда он рядом!

– Галь, мне этот чел до лампочки!

– Тогда почему ты хочешь уехать?

– Потому, что соскучилась по цивилизации!

– И только?

– Да!

(пример поражающего своими эмоциями диалога)

Цитата:
– А чего тогда ухи растопырила?
- поистине замечательное высокоинтеллектуальное выражение

Цитата:
– Слушай, а ты мне точно дала крем от комаров, а не для?

– Для. Мм… вернее – от.

– Во-во! Теперь я понимаю, почему все комары этого озера с наглыми рожами жрут меня!

вы у комара давно рожу видели?

Итог:

4 балла из 10. Попытка написать «нечто живенькое о космосе» провалилась. Попытка состряпать вкусное блюдо из разряда городского фентези – тем более. О попытке смешения жанров лучше не заикаться. Читать данный опус я советую лишь тем, кому любопытно, что будет, если неискушенная в плане качественной научной фантастики женщина решит написать о космосе и пришельцах. Остальных же я отсылаю к Стругацким, Макдевиту, Шекли и прочим мэтрам жанра, искренне надеясь, что Татьяна Форш не станет первооткрывательницей жанра «женская юмористическая космоопера».


Категория: Книжные рецензии Darkness | Добавил: Melissa (16.04.2011)
Просмотров: 1057 | Комментарии: 1 | Теги: фэнези, Татьяна Форш, юмористическое фэнтези | Рейтинг: 0.0/0
Понравился материал? Поделись им с друзьями:

Всего комментариев: 1
silavij
 16.05.2011
+2  
  «"– Во-во! Теперь я понимаю, почему все комары этого озера с наглыми рожами жрут меня!"
вы у комара давно рожу видели?»
Да уж. А мне привиделось жуткое озеро, в котором плавают наглые рожи.
Со временем начинаешь думать, что под "юмористическим фэнтези" подразумевается намеренное "ляпанье" такими вот пЕсателями для особого круга читателей. Или чЕтателей? Не стоИт на месте русская литература, эволюционирует!
Ответ Цитата

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Darkness © 2024 |