Интервью с Сергеем Калашниковым
сергей калашников, четвертая дочь императора, оператор совковой лопаты

так же, вы можете скачать интервью одним файлом в формате doc и pdf

___________________

Омбрэра: Сергей Александрович, расскажите, пожалуйста, о начале своего пути в литературе.

 

С.А.: Да ведь никакого пути и нет: сажусь вечером за компьютер и сочиняю, если издатель предлагает издать мой опус в бумаге - соглашаюсь.

 

Омбрэра: А что натолкнуло вас на мысль стать писателем?

 

С.А.: Слово "писатель" для меня великовато. А желание писать возникло из сюжетов, которые придумываются.

 

AsCar: Для начала неконкретные вопросы, на тему «как это всё началось». Что вы чувствовали, когда начинали писать?

 

С.А.: В голове возник сюжет. Это произошло после просмотра нескольких Голливудских фантастических фильмов, в сюжетах которых не всё понравилось; голова заработала на "альтернативный вариант", и я сел излагать. Так что чувство было "а нельзя ли придумать нечто более интересное?"

 

AsCar: Как относились к этому начинанию, к своим первым произведениям?

 

С.А.: Не помню в точности. Просто увлёкся. Как у кого-то увлечение - марки, у кого-то – рыбалка.

 

AsCar: И как это переросло в профессиональную деятельность?

 

С.А.: Никак не переросло. Я - наемный работник на производящем предприятии.

 

AsCar: Какое по счету ваше произведение было напечатано?

 

С.А.: Напечатали первое же. Жена была тогда в Свердловске и занесла его в редакцию "Уральского следопыта". Потом через год его взяли в сборник "Фантастический боевик". Потом я писал практически "для себя", не выкладывал и не предлагал. А два года назад обнаружил "Самиздат", и высыпал туда всё, что было; боюсь, основная масса этих написаний "не бумажные".

 

AsCar: И какие эмоции по этому поводу были?

 

С.А.: Эмоций не было. Я флегматик.

 

AsCar: Неожиданный вопрос: как относитесь к критике? (отведя микрофон в сторону) только честно, я никому не скажу (улыбается).

 

С.А.: В критике я остро нуждаюсь, причём не обязательно конструктивной. Обратная связь с читателями - это важно. Даже если ругнули не по делу, это лучше, чем молчание в комментах.

 

Darkness: Сергей, к сожалению, книгу вашу не читал, но знаю, что в ней присутствуют таинственные "риканы", "джаппы" и "тальяны" - можно ли считать их отражением существующих сейчас американцев, японцев и итальянцев? Благо, что действие происходит в альтернативной реальности привычной Российской Империи?

 

С.А.: Конечно, нет. Скорее, это отражение доминирующего отношения на СИ к этим нациям из обсуждения читаемых мною книг. Тут я подыграл настроению читателей.

 

Darkness: Ещё в Интернете слышал, что "Четвёртую дочь императора" называют фанфиком "Этого странного мира". Причём, к сожалению, не понял - литературное ли это произведение Шабловского Олега или один из фильмов "Звёздного Пути", под названием "Энтерпрайз: Этот странный новый мир". Что вы можете сказать по этому поводу? И, если нет, как вы думаете, из-за чего могло произойти подобное сравнение?

 

С.А.: Четвёртая дочь - не фанфик. Но мой "Странный мир" начат как фанфик к "Этому странному новому миру" Олега Шабловского. Когда писал, хотелось повстречать героев, даже географию согласовали, но сюжеты не свелись, и получилось два разных романа. Кажется, оба опубликуют. Сравнение объясняю просто – напутал кто-то.

 

Бефи: У вас в ряде произведений главный герой – женщина или девушка. Причем в основном с техническим складом ума, умная и готовая на риск, но риск продуманный и обоснованный. Что или кто подтолкнул вас на этот образ?

 

С.А.: Нравятся они мне. Встречал. Может, и не настолько "крутых", но постоянно стремящихся к самостоятельности и в то же время понимающих свою более высокую ценность для рода людского, чем мужчин.

 

Бефи: То есть, вы ставите женщину выше мужчины? Но тогда, может быть, стоит вернуться к матриархату? (улыбается)

 

С.А.: Не выше и не ниже. Мы с ними сотрудничаем. Неравноправно и неизбежно. И стараемся получить от этого удовольствие. А те, кто жил при матриархате, вряд ли знали это слово! Шучу (смеётся). Они просто жили так, как это помогало сохранению человеческой популяции в тот период.

 

Бефи: К какому виду фантастики вы сами относите свои произведения? Приключения, Научная или боевик?

 

С.А.: Стараюсь держаться в пределах Научной Фантастики. Но какая же книжка без приключений? Только скучная. А несколько рассказов сознательно писал в стиле Голливудского фантастического боевика, не сильно заморачиваясь на "заклёпках", но стараясь, чтобы получился "драйв". Они у меня вышли откровенно слабенькими, скорее всего, не для бумаги.

 

Бефи: Судя по вашим творениям "Кусочек одеяла", "Узелок", "Жанко", вы все-таки пытаетесь подвести даже под боевик строгую научную базу. Откуда у вас неплохой запас знаний про различные тематики науки?

 

С.А.: Я разрабатываю дозиметрическую аппаратуру.

 

Бефи: Если можно, выскажите ваше мнение о развитии цивилизации. Каким путем она пойдет все-таки? Закуклится на Земле, решая внутренние проблемы, или осуществит рывок в космос и его освоение? Хотелось понять, почему вы выбираете именно такой путь развития?

 

С.А.: Человечество всегда будет оставаться на Земле, и посещать только её ближайшие окрестности. Послать человека дальше орбиты Сатурна можно только в виде мумии. Такова объективность. Так что людям нужно учиться ладить с природой и собственной численностью, да и между собой поменьше ссориться. Роман "Странный мир", которым интересовался Darkness, как раз об этом. Если говорить о том, что я выбираю в качестве миров, в которых развивается сюжет, так это всё, что угодно. Что-то "списываю" у других, что-то выдумываю. Главное, чтобы сочинялось с удовольствием. Конечно, масса подражательных вещей.


Бефи: Чье влияние вы ощущаете, точнее, ваше личное мнение, ваша фантастика, по стилю, к какому автору ближе?

 

С.А.: Всегда хотел подражать Гаррисону и Хайнлайну. Чую, что не дотягиваю, но буду стараться.

 

Бефи: Обычно задают вопрос: "какие произведения этих авторов запомнилось больше всего?". Я спрошу по-другому: какие идеи из этих, не побоюсь сказать, классиков Вам наиболее запомнились?

 

С.А.: Пожалуй: "А что, если попробовать по-другому?"

 

Бефи: Есть мнение, что некоторые ваши вещи очень напоминают Булычева…

 

С.А.: Крапивина тоже могут напомнить. Невольно подражаешь тем, кто нравится, а любимых писателей у меня много.

 

Бефи: Крапивин, Булычев и другие - старая гвардия советской фантастики. Я, как понимаю, вы начали писать годах так в 1996-1998? Если бы СССР не пал, и существовал до сих пор, вы бы начали писать фантастику?

 

С.А.: Писал бы, наверное. А вот на счёт публикации, не уверен. Тогда это было сложнее: ни Интернета, ни сайта Самиздат. Так что скорее это вопрос техники коммуникаций, чем общественного строя, хотя связь между ними имеется.

 

Омбрэра: Сергей Александрович, скажите, пожалуйста, как у вас происходит работа над сюжетом? Рождается ли он сразу "от и до" или вначале лишь какая-то центральная сцена и/или образ главного героя? Пишите ли вы план, продумываете ли сюжет логически или пишите интуитивно? Много ли исправляете при редакции (в смысле сюжета)? И еще: детали, термины, мат.часть выдуманного мира - вы как-то структурируете, а как именно?

 

С.А.: Трудно отвечать по пунктам… Обычно придумываю героя, не очень гадкого, мир, в котором он оперирует, и создаю ему проблему. А потом представляю себе, как такой человек с такой проблемой справится, и записываю. Тут, пожалуй, больше логики, чем чувств или интуиции. При редакции в смысле сюжета исправляю немного, обычно, если "занесёт" или, скажем, эпизода какого-то не хватает для ясности дальнейшего повествования.
Мат.часть мира возникает по ходу повествования, опять же, из логики. Как он при этом структурируется - не знаю, но как-то это получается. А вообще, стараюсь не описывать, а иллюстрировать, то есть, сообщать "факты", на основе которых читатель может себе сам представить этот мир. И вот здесь - больше всего претензий от читателей: меня часто понимают неверно, приходится возвращаться к ранее выложенным местам и прописывать яснее.

Вообще-то я разработчик физической аппаратуры, так что в терминологии косячу мало. Нередко заглядываю в гугл, чтобы уточнить непонятки.

 

Бефи: Еще вопрос: что на ваш взгляд, не должна делать фантастика?

 

С.А.: Ума не приложу. Одни банальности на ум приходят.

 

Бефи: Поговорим об отдельных ваших произведениях. Мне интересно, примерно в каком году было написана повесть "Исходная данность"? Ведь эта почти типичная история "робинзонады". Мне понравилось эта попытка показать строй, который может и сегодня дать новое нашей стране.

 

С.А.: В 1998 г.

 

Бефи: Что послужило толчком к написанию данного произведения?

 

С.А.: Робинзонадный голод. У меня ведь уже несколько Робинзонад.

 

Бефи: В каком смысле? Вы сами попадали или ваши герои - в других книгах? Сразу хочется спросить - у вас есть опыт туристической жизни? (улыбается)

 

С.А.: Мне кажется, у всех, живущих в России, он есть. Хотя бы помаленьку. А робинзонады - просто интересно, да и потом, их маловато встречается.

 

Бефи: Но хочу заметить: описание другой психологии, точнее, преобразованной земной, как-то неправдоподобно. Ведь для создания и укрепления такого типа сознания могут потребоваться века. Хотя могу, конечно, предположить, что и такое возможно: примеры закрытых обществ существуют и в наше время.

 

С.А.: Согласен по всем пунктам, потому и "запихнул" героев в безвыходное при ином поведении положение. Если бы не консолидировались, загнулись бы менее чем за местный год.

 

Бефи: Интересен один момент из повести: вы показываете, что иногда можно вернуться к полигамии, чтобы увеличить население. Но при такой структуре возможны различные случаи, приводящие к трагедиям, подобным Шекспировым. Неразделенная любовь, борьба за власть, как средство добиться как можно больше женщин и т.д. Не кажется, что именно из-за этого повесть немного наивная?

 

С.А.: Случаи и трагедии от вида "гамии" не зависят. Все упомянутые Вами проявления имеют место и при нынешнем варианте сотрудничества разнополых существ.

 

Бефи: Не зависит - тут я с вами полностью согласен. Но частота таких случаев вероятно сильно увеличивается. Вы сами хотели бы жить с гаремом? (улыбается) И последнее (пока): как вы сами, сейчас, оцениваете это произведение?

 

С.А.: Как синопсис романа. Тогда я их (романы) писать боялся, а в умеренный размер это поместилось неидеально. Зато динамично.

 

lurje: Хотелось бы узнать насчёт "оператора совковой лопаты". С чего вдруг пришло такое название?

 

С.А.: Как-то так придумалось. Не писать же было "Землекоп"! Такое название наверняка уже было где-то. Или "Студент среди диких индейцев" - раскрывая сразу половину интриги. Раньше я полагал, что название книги - это её визитная карточка, и старался выбирать всякие "значительные". Например "Исходная данность". Круто звучит. А потом сообразил, что, прежде всего, это отличительный признак, а если намекать в названии на содержание - тогда читать неинтересно.

 

Бефи: Теперь давайте поговорим насчет цикла, в который входит и это произведение. Как я понимаю, вы брали каждый раз нового героя, ставили перед ним задачу, а потом пытались показать, как ее можно решить. Но если бы на их месте оказались не "те герои", вам не было интересно это описать? Например, герой, направленный на узурпацию власти, оказался в такой же обстановке, как и Степан из "Длинного отпуска". Если это описать - ведь получится более серьезное произведение. Как вы считаете - стоит ли это делать, показывать отрицательного героя в такой ситуации?

 

С.А.: Оно будет или менее реалистичное, потому что в незнакомом мире непросто "протоптать" дорогу наверх, или окажется очень коротким, потому что при борьбе за власть на сцене остаётся один из многих, и шансы чужака минимальны. Стоит ли показывать – не знаю. Неинтересно. Картинки борьбы амбиций перед глазами каждый день, хоть на работе, хоть в магазине, хоть по телевизору – скукота… И грустно, потому что выигравшие бывают редко, чаще потери несут все участники этих событий.

 

Бефи: То есть, вы своими произведениями пытаетесь добавить светлого и доброго в этот мир? Это же отлично, потому что всегда, как я думаю, надо иметь ГГ, максимально положительных, чуть наивные и очень романтичных. Чтобы были примеры для подрастающего поколения. А то засилие фэнтези на рынке иногда удручает.
Как вы сами считаете, вы бы смогли создать произведение в стиле фэнтези?

 

С.А.: Если бы это было связано с решением важной для меня задачи - напрягся бы и сделал честную попытку. Я ведь даже читывал кое-что, даже есть любимые произведения этого жанра. Но писать это мне будет трудно без знания состава шихты гоблинской стали или конструкции оперения стрелы эльфийского лука (смеётся).

 

Бефи: Тогда что вы считаете для себя важным в жизни? Дом и семью, работу, творчество?

 

С.А.: Не могу расставить приоритеты. Работаю, потому что надо кормить семью, но на самой работе занимаюсь творчеством (техническим), что мне нравится.

 

Бефи: Есть желание своими книгами показать-указать путь решения важных проблем в нашем обществе?

 

С.А.: Показать - это слишком сильное определение. Скорее - поставить мысленный эксперимент и поделиться с другими его результатом.

 

Омбрэра: Сергей Александрович, не бывало ли такого, что вы уставали от творчества, как говорят: "муза ушла"? И что в этом случае делали - продолжали ли работу или брали тайм аут?

 

С.А.: Бывало. Обычно брала своё усталость от работы над текстом и зуд пропадал. Если делал над собой усилие, то получалось так плохо, что лучше бы и не старался. Тайм-аут делал.

 

Омбрэра: Скажите, составляете ли вы для себя "творческий график"?

 

С.А.: Мысленно пробовал, но не пошло. Не будешь же писать мысль номер два, если в голове свербит мысль номер четыре…

 

Бефи: Еще пару вопросов начет ваших произведений. В повести «Исходная данность» есть четверостишие:

"Средь тьмы, луною озаренной,

Где зверь косматый вздыбил шерсть,

В руке бойца сверкал граненый

Торцовый ключ на тридцать шесть."

Довольно оригинально и с юмором (улыбается). Вы пробуете писать стихи?

 

С.А.: Нет. Просто умею рифмовать.

 

Бефи: В повести "Магуари" упоминаются принципы управления государством. Как я знаю, данные принципы - это принципы менеджмента качества. Вы считаете, их будет достаточно для работы руководителю страны, или надо еще все-таки следить за моралью и настроениями общества?

 

С.А.: Необходимо, вот более точное слово. Работа любого руководителя очень сложна, и ограничить список факторов, которые следует учесть, просто немыслимо. Надо ли следить за моралью и настроениями - вот в этом месте я ответить не берусь, тут область специфическая, мне известная поверхностно.

 

Бефи: Продолжая мысль: надо ли пресекать отрицательные тенденции к захвату власти у любителей быть повыше?

 

С.А.: Это было бы прекрасно. Потому что руководство, это просто очень тяжелая работа. Нормальный человек не может стремиться именно к ней, но многие желают иметь выгоды от этой работы. То есть мотивация собственно к труду второстепенна. Другое дело, что мне неведомо, как этого добиться: не пустить жадных и амбициозных, но принудить к этому виду труда ответственных, инициативных и творческих людей. Эту картину, кстати, страшно запутывает материальная заинтересованность. Пробую в книжках разные варианты, но в каждом из них логика вынуждает снижать меркантильную мотивацию. Так что решение не найдено.

 

Бефи: Но, если так, то власть очень может быстро скатится к тоталитаризму, или, проще говоря, придется держать всех в ежовых рукавицах? Из этого следует, что для государства предпочтительнее монархия или диктатура, вы так не считаете?

 

С.А.: Давайте замнём это место. По затронутому вопросу люди пишут тома диссертаций и ломают копья на форумах. Могу только отметить, что в действиях Сталина немало такого, что вызывает уважение и испуг. Форма власти не имеет значения, важно, чтобы руководство страны действовало в интересах её населения: при коммунистах, к примеру, такое встречалось.

___________________

Обитатели портала Darkness благодарят Сергея Александровича за интервью. Будем надеяться, что эта традиция будет поддержана и далее: во всяком случае, сейчас полным ходом идёт вторая беседа – с Александром [О'Санчесом] Чесноковым; а в соответствующей прикреплённой теме обсуждаются возможные кандидатуры для последующих приглашений. И в том, и в другом случае поучаствовать может каждый, кто считает, что способен конструктивно повлиять на развитие идеи.

Ждите известий – или творите их сами!

Категория: Интервью литературного портала Darkness | Добавил: Cerberuser (11.04.2011)
Просмотров: 859 | Теги: Городское фэнтези, Сергей Калашников, научная фантастика | Рейтинг: 0.0/0
Понравился материал? Поделись им с друзьями:

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]