Виталий Бодров "Весь мир на блюдечке сметаны"
Виталий Бодров "Весь мир на блюдечке сметаны" юмористическое фэнтези "Армада" 2011

 

Аннотация книги Виталий Бодров "Весь мир на блюдечке сметаны"


Кот-артефакт нужен абсолютно всем! Это факт!
И действительно, за право обладания таким нестандартным артефактом сражаются тёмные силы, светлые и даже неизвестные нигроманты. Потому что тот, в чьей власти окажется этот кот будет не только править целым миром...
Однако, вместо этого, кота посчастливилось добыть самому обычному богатырю. Которому этот артефакт даже и не нужен вовсе...

 

 

 

Рецензия на книгу Виталий Бодров "Весь мир на блюдечке сметаны"


Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово "артефакт"? Попробую угадать: наверняка, кольцо, магический кулон, плащ, кубок...в любом случае, имеется в виду некая неодушевленная вещь...
Легко составив такой ассоциативный ряд, Виталий Бодров  решил пойти от противного и придумал в качестве артефакта...кота. Обычного пушистого белого мурлыку, представители рода которого испокон веков вызывают восхищение и умиление у людей обоего пола. Ведь, как известно, стоит кошке грациозно пройтись по сцене театра, актеры на ее фоне моментально производят впечатление неких скупых на движения картонных фигур с угловатой неестественной пластикой.
Именно сей необычный сюжетный ход и подтолкнул меня прочитать текст  Бодрова под весьма симпатичным заголовком "Весь мир на блюдечке сметаны". "Неужели Армада выпустила из печати хоть что-то более-менее оригинальное?" - с восторгом подумалось мне, и я с головой погрузилась в чтение.

Прочитав страниц двадцать, я с горечью убедилась, что, начавшись с интересной задумки с котом, вся нетривиальность текста  на ней и закончилась.
Сюжет "Блюдечка" настолько прост, что становится непонятно: то ли автором руководила природная лень, когда он его продумывал, то ли сказывалась скудость воображения, то ли и вовсе отсутствие вдохновения. Пересказывать его надо практически полностью, ибо сокращать и недосказывать там нечего.
Итак, жил да был Черный Властелин Унорас (Путем простейшей перестановки букв получаем имя другого, весьма и весьма известного Черного Властелина). И решил в один прекрасный день Унорас создать некий Артефакт Мощи. Создать-то создал, только вся сила ушла не в неодушевленный предмет, а в обычного кота. Почуяв неладное со стороны Властелина, кот сбежал. Ловить его побежали все маги и волшебники города, пока случай не свел его с ГГ. ГГ в это время гнул свою собственную сюжетную линию: вместе с богатырем Хреногором направлялся на спасение богатыревой зазнобы, Забавы. Вот, собственно, и все.

Бесконечными сценами погони, драк и пустопорожних разговоров забит весь текст. Примерно к середине прочитываемого во рту поселяется устойчивый назойливый привкус пресной жеваной бумаги. Казалось бы: вот оно, сейчас произойдет что-то, мелькнет за поворотом...ан, нет. Погоня за котом продолжается, Совран и Хреногор неспешно плетутся к пункту назначения. Самые настойчивые читатели, не уснувшие в процессе неувлекательного чтения, получают бонус за настойчивость: кульминацию. Последняя, правда, вышла тоже не особо оживленной, но и на том спасибо: автор, видимо, заметил унылось и пробуксованность теста, и поспешил раскрасить его хоть как-то. Не буду раскрывать единственной за весь опус интриги: пусть хоть одна замануха, да будет.
Перейдем к героям нашего повествования. О них можно сказать чуточку больше, чем о сюжете: на удивление, некоторые из них получились вполне себе живыми и выпуклыми, несмотря на окружающую их картонную среду.

Главный герой, Совран. Внук безвременно покинувшей текст Бабы-Яги, начинающий ведьмак. Что ж, автор не изобретает велосипед, хотя обычно проторенной дорожкой "я у ведьмы дочка/внучка" слепо следуют пишущие представительницы женского пола. Тем не менее, несмотря на отсутствие самобытности в характере, ничего отталкивающего в Совране нет. Обычный паренек, без каких-либо особых геройских замашек, продолжающий традицию ведовства не потому, что хочется, а потому, что надо. Именно это самое волшебное "надо" и руководит львиной долей поступков Соврана: мне почему-то исподволь казалось, что герой этот плетется по канве повествования, еле переставляя ноги да пошатываясь от каждого пинка. Дать бы ему волю - он бы осел где-нибудь на задворках истории, да проживал свой век в неге и забытьи. Но нет, взялся на его голову богатырь Хреногор, и потащил спасать свою любимую девицу.
В отличие от последнего, никаких отрицательных эмоций Совран не вызывает. Он - как несоленое тесто, из которого, возможно, в дальнейшем получится неплохой пирог, при условии, что повар добавит в него соли, сахара и начинку.

Я такие вещи делать еще не умею. Может, и научусь когда, бабушка записи оставила. Вот как смерть почуяла, сразу меня за пергаментом в город и отправила, чтоб знания не пропали. И до самой смерти записывала тайны да секреты свои, чтоб мне в наследство оставить. Потому как грех это, когда знания пропадают безвозвратно. Только вот, чтоб освоить их, всю жизнь учиться надо, а меня ведь никто и не спросил, хочу ли я баба-ягой быть. То есть, мужиком-йогом.

Хреногор же с первых шагов по печатным страницам вызвал у меня отторжение и брезгливую зевоту. Причина вполне ясна и прозрачна: попытка юморить подобным образом, умышленно коверкая имя и стилизуя его под древнерусский лад, с пошлейшей приставкой "хрен" уже давным-давно не модно. Впрочем, за исключением имени, которое вызывает хоть какие-то эмоции, во всем остальном Хреногор скучен как понедельник. Автор позиционирует его как карлу-богатыря с недюжинной силой и не очень далеким умом, отводя витязю роль комического персонажа при удалом ГГ. Однако же вся комичность Хреногора быстро сдувается и сходит на нет уже в начале бравого похода во имя спасения девицы. Может быть, все дело в том, что автор, к сожалению, не навострился балансировать на тонкой грани между смешным и несмешным и, стремясь наполнить копилку текста многообразием элементов юмора различного качества, превращает повествование в дешевый фарс. В целом, Хреногор - то же пресное тесто, но с червоточиной. Выписывать и обыгрывать подобных персонажей нужно с большим умением, но тут, к сожалению, автор губит все на корню.

Я упоминал, что меня с измальства богатыри, порой даже знаменитые, всяким ухваткам обучали? Так вот, именно в тот миг, когда Хреногор начал драку, понял я, что ничего я о богатырях не знаю, хоть и повидал разных-всяких. Потому как не видел, как они дерутся.
А посмотреть было на что. Булаву Хреногор сразу отбросил, уважил мою просьбу. Зато вытащил из ближайшей избы бревно (это было первое разрушенное жилище, но праздник еще только начинался) и пошел крушить. Далее — как в сказках, махнет направо — улица, махнет налево — переулочек… архитектор хренов! Правда, меру знал, люди у него выше облака стоячего не летали. Говоря откровенно, даже за верхушки деревьев немногие.
Кто поумнее да посообразительнее, сразу бухнулись на землю. А вот те, кто подраться непрочь был — получили по полной, накормили от пуза и еще с собой надавали в дорогу. Как-то по сказкам я себе это все по-другому представлял. Поверженные, как я полагал, должны быть аккуратно уложены в штабеля, а не развешены беспорядочно по деревьям. Избы вообще можно было не трогать, а им как раз досталось сильнее всего — попасть легче, а увернуться только одна попыталась, наверное, баба-яга в ней жила.


Остальные персонажи сливаются в единый безликий серый сонм теней, основная задача которого - с гиканьем и топаньем носиться по страницам, преследовать кота и друг друга и обмениваться пикировками. Честное слово, я не смогла запомнить ни одного мало-мальски значимого имени из всей этой когорты Темных, Белых и прочих магов. Может быть, вам больше повезет?
Даже кот, на которого я возлагала столько надежд в плане развития сюжета,оказался весьма и весьма проходным вариантом - он застрял где-то на перепутье между образом няшки-пушистика и грозного зверюги-волшебного талисмана с суперспособностями. Все, что бы он не делал, почти не разжигает ни малейшей искры интереса в читателе. Почти - потому, что один момент мне все-таки приглянулся - когда чудо-кот взорвал собаку, посмевшую залаять на него. В описание этой мизансцены Бодров  словно вложил все неожиданно всколыхнувшееся вдохновение. Однако, оно как всколыхнулось, так и потухло, а автор, решив, что, если один раз прокатило, то прокатит и второй, попросту принялся копировать эту сцену. Сами понимаете, что ощутимой пользы это не принесло...

...Для полноты картины не хватает лишь упоминания о языке, которым написан сей опус про кота. Лично меня преследовало навязчивое чувство, что автор замариновался где-то в середине 90-х, и проснулся только сейчас - со всем прилагающимся той эпохе набором фразочек, шуток юмора и словарным запасом. Я ни капельки не удивлюсь, если выяснится, что сей опус - первая проба пера господина Бодрова. Не выработан четкий авторский стиль, а все нововведения и новоязные образования, типа "баблоны" смотрятся дико и отталкивающе на общем сером фоне повествования. Читать "Блюдечко" неимоверно скучно, так и тянет отложить текст в сторону и открыть что-нибудь, куда более увлекательное и познавательное.

Заплатив трактирщику медный баблон, я вышел на улицу. Куда идти, понятия не имел, а Холманске никогда не бывал, да и вообще в город не часто заглядывать доводилось. Пришлось спрашивать у прохожих. Так то ли тут травников с дюжину, то ли доброхоты местные только своего города не знают, то ли просто покуражились надо мной дармоеды, но найти нужный домик у меня никак не получалось. Со злости вспомнил даже заклинание превращение в лягушку, давным-давно забытое, а может, сам его только что и сочинил, а уж павера через край хлестала, буквально горлом шла.
То ли разглядев что-то этакое в моих глазах, то ли просто мысли подслушав (не прочитав, по морде видно, читать не умеет), очередной горожанин вызвался отвести меня к травнику, чем, вне всякого сомнения, спас изрядное количество незлых городских комаров.


Травник жил довольно далеко. Я запоминал дорогу, поняв вдруг, что забыл уточнить, как наш трактир называется. Вдруг да не получится найти потом? Или хуже того, ноги натру, разыскивая?

Итог: 4 балла из 10

Из "Блюдечка" вполне можно слепить достойный образчик жанра фэнтези, если за него возьмется другой толковый талантливый автор и, отринув ненужную шелуху, наполнит пустую шкурку ярким, сочным контентом. Ну, или, по крайней мере, господин Бодров постарается и перепишет данный опус заново. Пока что не советую тратить время и деньги на данный текст, если только Вы не являетесь бешеным поклонником представителей семейства кошачьих.

 

 

Категория: Книжные рецензии Darkness | Добавил: Melissa (01.08.2011)
Просмотров: 2816 | Комментарии: 1 | Теги: Альфа-книга, Виталий Бодров, Весь мир на блюдечке сметаны, 2011, Армада, ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ ФАНТАСТИКА | Рейтинг: 5.0/1
Понравился материал? Поделись им с друзьями:

Всего комментариев: 1
Russian
 02.11.2011
0  
  Мария, как всегда потрясающая рецензия.
Ответ Цитата

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Darkness © 2024 |