Руслан Мельников "Метро 2033. Муранча"


Аннотация книги Руслан Мельников "Метро 2033. Муранча"

«Метро 2033» Дмитрия Глуховского — культовый фантастический роман, самая обсуждаемая российская книга последних лет. Тираж — полмиллиона, переводы на десятки языков плюс грандиозная компьютерная игра! Эта постапокалиптическая история вдохновила целую плеяду современных писателей, и теперь они вместе создают «Вселенную Метро 2033», серию книг по мотивам знаменитого романа. Герои этих новых историй наконец-то выйдут за пределы Московского метро. Их приключения на поверхности Земли, почти уничтоженной ядерной войной, превосходят все ожидания. Теперь борьба за выживание человечества будет вестись повсюду!

Карта «Вселенной Метро 2033» неуклонно расширяется, и на ней появляются отметки о все новых выживших. Добро пожаловать в постъядерный Ростов-на-Дону! «Муранча», несмотря на странное свое название, на немного экзотическую локацию — роман сильный и яркий. Однозначно один из лучших в серии. Непохожий на остальные. Увлекательный, но при этом мрачный и лирический.

Сюжет романа Руслана Мельникова "Муранча" переносит читателя в постъядерный Ростов-на-Дону. Не удивляйтесь, герои "Вселенной Метро-2033" теперь ведут борьбу за выживание на Земле, и не только в Москве. Руслан Мельников живет в Ростове-на-Дону, неудивительно, что этот город был описан в романе. Фантастический роман "Муранча" рекомендуется всем поклонникам "Вселенной Метро-2033".

тема серии "Вселенная Метро 2033" на форуме

Рецензия на книгу Руслан Мельников "Метро 2033. Муранча"

Почти вся современная литература и окололитературные нетленки давно и прочно строятся на подражании. Такое ощущение, что все мало-мальски пишущие люди проводят дни в жадном ожидании, когда же появится нечто, хоть на йоту отличающееся от навязших в зубах шаблонов. Стоит же этому "нечто" замелькать на горизонте, как они хватают перья, в нынешнее время конвертируемые в клавиатуру, и принимаются с бешеной скоростью выдавать вариации на тему.
Идея поставить подражание на сугубо коммерческую рекламную основу давно витала в воздухе, но ухватиться за нее и начать разрабатывать издатели догадались сравнительно недавно. Наводнив книжный рынок опусами про эльфов и вампиров всех видов и мастей, издательства стали потихоньку вводить новый вид сочинительства: книги по неким популярным "мирам". Вдохновившись бешеной популярностью серии "Сталкер", где успели засветиться довольно-таки маститые писатели, издатели принялись выискивать другие, не менее многообещающие миры. Так возникли "миры Андрея Круза", "миры братьев Стругацких" и, конечно же, серия "Метро 2033" под покровительством Дмитрия Глуховского.
Я не берусь судить о литературной ценности сразу всех текстов серии, хотя соблазн очень велик. В данной рецензии я хочу остановиться лишь на одном тексте, а именно, на романе под странноватым названием "Муранча", что вышел под авторством Руслана Мельникова.
Начнем с того, что ничем, кроме примечательного названия, данный опус особо не интересен. Под стандартной для всех книг "Метро"-серии обложкой с чьей-нибудь брутально-пафосной физиономией на переднем плане, скрывается довольно-таки средненький текст о суровых буднях сталкера-одиночки в еще не построенном метро славного города Ростова-на-Дону. Маленькое лирическое отступление: клянусь, но пока я не видела ни одной более-менее привлекательной обложки "Метра", за исключением книги Сергея Палия, где автор - единственный на данный момент подобный случай - не постеснялся вынести на обложку собственный портрет в подобающем антураже. На остальных же романах серии красуются маловразумительные унылые персонажи, не вызывающие ни особого доверия, ни стремления приобрести свежеизданный экземпляр.

 Возвращаясь к "Муранче", хочу в первую очередь, по традиции, более подробно остановиться на главных героях романа.

Илья Колдунов, в постапокалиптическом миру, сталкер-одиночка Колдун. Главный герой "Муранчи", с красочно описанной личной трагедией и явным психическим расстройством, проявляющимся в виде преследующих его голосов трагически погибших жены и сына. Мне бы проникнуться глубоким и неподдельным сочувствием к Илье, кабы не одно "но". Сталкер не вызывает никаких эмоций. Совсем. То ли автору не удалось должным образом подать весь трагизм ситуации, то ли это было сделано без особого старания, но сочувствовать или переживать за Колдуна как-то не получается. Более того: ровным счетом никаких эмоций не вызывают и дальнейшие описания злоключений героя, и очередная ловушка судьбы на его тернистом пути воспринимается с плохо сдерживаемым зевком и нетерпеливым поглядыванием в конец романа: "Ну, долго ли еще осталось?" Иногда и вовсе кажется, что по печатным страницам убористого текста следует некая призрачная фигура, вдохнуть в которую жизнь автор поленился.
Собственно, и сказать больше об Илье нечего. Стандартный джентльменский набор приемов и ухищрений в описании характера героя, собранных под именем "Колдун", так набором и остаются. Герой-одиночка, поставивший своей целью отомстить кровожадным мутантам за смерть близких, любимой жены Оленьки и сына Сергейки, так и остается безликим образом, не оживая и не пробуждая читательской фантазии. Да, ему суждено спасти осколок человечества в локальных условиях Ростова-на-Дону, но не было ли это очевидным с первой страницы "Муранчи"?
Антагонист Ильи - сталкер Сапер представляет из себя и того меньше: это тот же Колдун, лишь со знаком минус и без слуховых галлюцинаций. Сказать о нем можно еще меньше, чем об Илье: Сапер объявляется на страницах романа внезапно, возникая как чертик из табакерки в тот самый момент, когда и без того неспешное развитие сюжета окончательно забуксовало. Как персонаж, Сапер представляет из себя не больше ценности, нежели какой-нибудь отрицательный герой из заурядного американского боевика: он появляется внезапно, изо всех сил вставляет палки в колеса ГГ и всячески нарывается на финальную битву. Собственно, сложилось не очень приятное впечатление, что ради нее Сапер и был возвращен в сюжет.

Юродивый Тютя. Юродивыми всех видов и мастей кишмя кишат книги серии "Метро" -  словно авторы считают своим долгом запихнуть в постапокалиптический подземный антураж непременного дурачка, вещающего пророчества не хуже Ванги. К сожалению, далеко не у всех авторов подобные "дурачки" несут смысловую нагрузку, мелькая где-то на втором плане и выполняя функцию некоего предмета мебели.
У Руслана Мельникова, в отличие от последних, блаженный Тютя являкетчя неким связующим звеном между отдельными фрагментами сюжета, красной нитью проходя по ткани романа. Именно ему "Муранча" обязана завязкой и финальной развязкой...но на этой радостной ноте достоинста юродивого как персонажа иссякают. В остальном же, Тютя - такой же безликий и прозрачно-серый, как и все прочие герои романа. Его придурковато-мягкие причитания не на шутку раздражают и вызывают неимоверное желание очутиться на месте героев "Муранчи", дабы треснуть его по голове чем-нибудь тяжелым.
Сюжет "Муранчи" ничем не выбивается из негласного сюжетного шаблона текстов по миру "Метро 2033". Все эти немудреные скитания между станциями в поисках пропавшего товарища/убежища/артефакта/смысла жизни (нужное подчеркнуть) уже не единожды обыгрывались тем или иным автором, и успели порядком поднадоесть. Понятно, что это наиболее легкий способ охватить воображением как можно больше постапокалипического "метра", однако душа искушенной книгоманки требует чего-то свеженького. К сожалению, блюдо, предложенное мне Русланом Мельниковым не только отдает затхлостью вторичности, но даже не может похвастаться хоть какими-то вкусовыми ощущениями.
Сюжет пресен, как диетический хлебец. Сталкер Илья Колдун, преследуемый, как было сказано выше, призраками прошлого, нежданно негаданно обнаруживает, что на родное его Метро движется туча злобных тварей, сметающих все на своем пути. От них бежит все живое и не очень, вплоть до самых страхолюдных мутантов. Имя этим тварям - муранча.
Вот тут-то читателя и может настичь одно из самых тотальных разочарований романа. Так много ожиданий, предвкушения какой-то жуткой тайны и мистических загадок связано со странным, непонятным словом "Муранча". Когда же, при ближайшем рассмотрении глазами Ильи, выяснилось, что это всего лишь вымахавшая до невероятных размеров гремучая помесь саранчи с муравьем (отсюда название), туманный налет тайны искрошился и осыпался, оставив неприятный осадок.

В служебку вернулся Инженер. Сел на стул — как упал.
— Муранча уже на Сельмаше, — обреченно выдохнул он. — И, похоже, движется дальше. Огромные такие твари с крыльями. Действительно, какая-то жуткая помесь муравьев и саранчи. И много их… Кружат в воздухе так, что неба не видать. Короче, все, что рассказали диаспорские, — правда. Но самое скверное то, что мутанты эти — хорошо организованы и умеют действовать сообща. Наблюдатели разглядели, как муранча тащит по воздуху какую-то гусеницу-переростка размером с поезд.

Естественно, как любой нормальный человек, при первых звоночках опасности, Илья спешит предупредить остальные станции. Как водится, ему не верят и выражают свое недоверие разными способами: от плохо скрываемой неприязни до применения огнестрельного оружия. Тем временем, муранча прорывается в метро.
Я не буду подробно распространяться о дальнейшем развитии сюжета и истинной мотивации муранчи. Отмечу лишь то, что финал и без того не блещущего языковыми и сюжетными изысками романа с треском провалился - такое ощущение, что Руслан попросту не знал, чем завершить свою эпопею, и наспех свел концы с концами. Вышло грубо и неубедительно - словно прореху на рукаве грубо залатали суровой нитью. Спойлерить не буду - тот, кому интересно, прочитает сам.
В целом, сюжет "Муранчи" весьма и весьма похож на линейные сюжеты фантастических фильмов середины 90-х. Тех самых, про нападение всяческих разновидностей плотоядных тварей на мирных жителей. Типажи, диалоги, общая атмосфера словно нарочно скопированны оттуда, и при этом в них не вложили ни капли души или тепла. Словно невидимый кукольник переставляет на сцене картоннные образы, к которым не испытываешь ни капли сочувствия.
Про язык "Муранчи" можно сказать то же самое - сухо, пресно, вяло, без намека на изюм. Очень радуют незатейливые описания различных монстров, полученных путем простейшего скрещивания: жабоголовые, муранча и т.д. Все это оттуда, из тех же голливудских среднестатистических фильмов с однотипными сценариями. Руслан даже не удосуживается соригинальничать, и выписывает вторичные образы с пугающей серьезностью, отчего читать дальше ну как-то совсем не хочется. С другой стороны, неоригинальность компенсирует ровный, без языковых ляпов и идиотских простецких слов, язык. Это плюс.

Был скоротечный бой. Нет — бойня. На границе света и тьмы мелькали огромные зобастые жабьи головы и плохо различимые склизкие пупырчатые тела, переваливающиеся через край платформы. Шлепали по бетону и щебенке ластообразные лапы мутантов. Аэропортовские судорожно и вразнобой, больше вслепую, на звук, палили из ружей и автоматов. Кричали женщины, визжали дети. И…
— Гура-гуру-гуру… — Монотонный глухой звук разносился по станции.
Длинные языки тварей выстреливали из темноты, сбивали мечущихся людей с ног, обвивали их, как липкие хлысты, и выдергивали одного за другим. Жабы утаскивали орущих жертв подальше от костров и с жадным урчанием пожирали добычу в темноте.
Атакующие мутанты почти не обращали внимания на свист пуль и визг рикошетов. Густая черная кровь обильно забрызгивала стены и пол, но монстры продолжали охоту. Жабоголовых трудно убить: для этого нужно попасть точно в маленький мозг, укрытый за широкой и крепкой черепной коробкой. К тому же жабы практически не чувствуют боли.


Итог: 6 баллов из 10

На фоне разнообразного ширпотреба на современном литературном рынке, роман Руслана Мельникова смотрится вполне пристойно. Вполне сгодится для одноразового прочтения в пути. Учитывая, что основной потребительский сегмент мира "Метро" - малорефлексирующие люди до 25 лет, оправдывается и линейность сюжета, и пресный язык. Не рекомендуется искушенным фанатам и просто интересующимся постапокалиптическим жанром - ничего примечательного в "Муранче" нет. Если же Вы - обыкновенный читатель, решивший поддаться модному веярию, и взявший в руки красиво оформленную "Муранчу", смело откладывайте роман в сторону. Возьмите лучше томик Матесона. Оно всяко полезнее и увлекательнее будет.

Категория: Книжные рецензии Darkness | Добавил: Melissa (13.06.2011)
Просмотров: 3250 | Теги: АСТ, постапокалипсис, Руслан Мельников, Metro 2033, Дмитрий Глуховский, Метро 2033 | Рейтинг: 5.0/3
Понравился материал? Поделись им с друзьями:

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]