Громыко Ольга - Год Крысы. Видунья



Аннотация на книгу Ольги Громыко "Год Крысы. Видунья":
 
Кто-то мечтает о власти и славе, кто-то — о богатстве и роскоши, а кто-то о тихом семейном счастье. Судьба человеческая ветвится на тысячи дорог, и только Пресветлая Богиня знает, куда они ведут. Хватит ли юной путнице удачи, чтобы сделать правильный выбор? (Да и есть ли он на самом деле?) Ведь чтобы одни мечты сбылись, другими иногда приходится пожертвовать…


Рецензия на книгу Ольги Громыко "Год Крысы. Видунья":
 
Сложно писать объективную рецензию на книжку, вышедшую из-под пера любимого автора. Поэтому сразу хочу оговориться – некоторая доля необъективности и предвзятости в нижеследующем отзыве присутствовать будет.
В большинстве произведений жанра фентези сюжет имеет обыкновение развиваться по принципу «Начали за здравие, закончили за упокой». То есть, начинается все весьма живо и интересно, играет и переливается красками, а к концу комкается и завершается невнятным непонятно, чем, после чего, закрыв книжку, чувствуешь себя обманутым и оскорбленным в лучших ожиданиях. Третий признак толкиениста: «Я знаю, там все было не так!» Яркий пример тому – книги Сергея Лукьяненко, метра отечественной фантастики и фентези.
У Громыко, в «годе Крысы» действие развивается по совершенно обратному закону: «Начали за упокой, закончили а здравие».
Примерно половину повествования сюжет раскачивается качелями, причем с таким скрипом, что впору уснуть, уронив голову на раскрытую книгу. Детство героини описывается скрупулезно с излишними, на мой взгляд, подробностями, и оттого как-то не особенно верится в ее бедное и несчастное житье-бытье.
Вообще, как мне кажется, основная цель писательницы была разрушить устоявшийся стереотип по отношению к создаваемым ею образам. В самом деле, героини у Ольги получались какие-то одинаковые, с незначительными колебаниями характера в ту или иную, положительную или отрицательные стороны. Все, как одна – калька Вольхи Редной из ставшей уже культовой тетралогии «Профессия – Ведьма», или Шелены из не менее культовых «Верных Врагов».
Героиня «Видуньи» - Рыска – абсолютный антипод вышеупомянутой парочке. Робкая, зашуганая, неуверенная в себе – словом, казалось бы, совершенно новый персонаж для Громыко. Но при всем при этом – какой-то ненатуральный. Неживой. И половина книги, целиком и полностью посвященная исключительно Рыске, такая же. И лишь ближе к концу начинается настоящий, присущий Громыко, драйв. Все спасает появившийся на сцене колоритный персонаж – заключенный в крысиное тело видун Альк. Вот тут уже возникают искрометные шутки, общая колоритность обстановки, и развивающееся бешеным темпом действие.
Место действия также прописано подстать Рыске – уныло и невзрачно. Ольга, по своей старой привычке, уклоняется от четкого описания местности: «страна называется так-то, правит ей тот-то и тот-то, сын такого-то». Может, оно и правильно. Сама помню, как мучилась с тем же Толкиеном, разбирая нагромождение правителей Средиземья и обилие Заглавных Букв в начале «Властелина Колец». Однако же, я предпочитаю, чтобы хоть какую-то четкость все же обозначали, а не давали массу серых и плотно завуалированных намеков, запутывающих окончательно.
Не отступает Громыко и от привычной от нее деревенской обстановки. Рыска растет в деревне, а все окружающие ее – пейзане. В «Ведьме» это нравилось, в «Верных Врагах» - смотрелось пристойно и к месту, в остальных же книгах – начало раздражать.
Зато оригинальности в «Годе Крысы» хватает через край. Писательница лихо заменила некоторые детали обстановки и декора фентези-миров: так, например, жрецы у нее названы мольцами, а маги – видуны (но об этих позднее). Ну, это еще одна из присущих ВБП (Великой Белорусской Писательнице) черт: вспомните, к примеру, дайнов («Профессия – Ведьма»), обережников («Цветок Камалейника»), едальни (там же) и т.д.
Отчего-то особенно ярко запомнились мне скаковые коровы. Невольно вспомнился мультик Простоквашино:
Матроскин: -Ну, о том, что ездовые собаки бывают, это я слыхал. Но вот чтобы ездовые коты – это перебор!
Вот и тут. Перебор ли ездовые коровы? Скажу честно – не знаю. Еще не определилась, нравится ли мне подобное нововведение или нет. Идея посадить героев на что-то другое, кроме традиционных лошадей использовал многие, Желязны и Асприн, к примеру, но вот до коров додумалась пока только Громыко. Интересно, что она выберет средством передвижения в следующей книге?
Пара слов по поводу путников и видунов, одной и которых, собственно говоря, и является Рыска. Здесь тоже история темная, до конца непонятная. То, что из видунов получаются путники, а из невезучих видунов – крысы – это понятно. Интересное начинается дальше – с историей про взаимодополнение и взаимоусиление. Это то ли не до конца прописано, до ли не до конца проработано, только общей картины не сложилось. Лишь больше запуталось.
В целом книга мне понравилась. Не вызвала, правда, столь бурного восторга, как первые произведения Ольги Громыко, да и смеялась я знаичельно реже. Конец не продуман вовсе – понятно, что продолжение будет, но сюжет надо было хоть как-нибудь закруглить! А не обрывать на непонятном месте, оставив читателя, мягко говоря, в недоумении.

Итог:
 
7 баллов из 10 - читать книгу, естественно, стоит, ибо написано ярко, образно. Однако, если вы не ознакомились с предыдущими книгами Ольги, искренне советую начать с «Профессии Ведьма», «Верных Врагов» или, хотя бы, «Белорских Хроник». Боюсь, «Год Крысы. Видунья» может вас разочаровать.

Категория: Книжные рецензии Darkness | Добавил: Melissa (13.04.2011)
Просмотров: 1493 | Теги: Фэнтези, Год крысы, Ольга Громыко | Рейтинг: 0.0/0
Понравился материал? Поделись им с друзьями:

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]