Регистрация | Вход
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Darkness » Творческая Мастерская » Наше творчество: поэзия » Силла́бо-тони́ческое стихосложе́ние
Силла́бо-тони́ческое стихосложе́ние
Тернан Дата:Пятница, 20.08.2010, 14:57 | Сообщение # 1
Загадочность
Сообщений: 338
Медали:
Замечания:
Награды: 6
Уважение
[ 7 ]
Оффлайн
Силла́бо-тони́ческое стихосложе́ние — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Терминология:
Стопа́ (букв перевод др.-греч. pus или лат. pes — нога, стопа, ступня; ступень; степень) — это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).

Cтихотворный размер — правило чередования безударных и ударных слогов в стихе. По традиции, пришедшей из античной поэтики, размер принято определять как последовательность нескольких стоп, одинаковых или различных.

Существуют различные устоявшиеся формы подобных чередований:

Хоре́й (др.-греч. χορεῖος — «плясовой», от χορεῖος πούς — хоровая стопа, размер) — двухсложный стихотворный размер (метр), стопа которого содержит долгий и следующий за ним краткий (в квантитативном стихосложении) или ударный и следующий за ним безударный (в силлабо-тоническом, в том числе классическом русском, стихосложении) слоги.

Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея — четырёх- и шестистопный (Ах ты сукин сын, Камаринский мужик; Наша улица снегами залегла), с середины XIX века — пятистопный.

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет
Ви́хри сне́жные крутя́;
То, как зве́рь, она́ заво́ет,
То запла́чет, как дитя́...

Ямб (др.-греч. ἴαμβος, предпол. от ἴαμβύκη, назв. музыкального инструмента), 1) в античной метрике, простая стопа, двусложная, трехморная, короткий + долгий сл., U—; в силлабо-тоническом стихосложении (напр. русском) — безударный + ударный слог; 2) то же, что стих, состоящий из ямбических метров.

Примеры ямбов в античной поэзии:
1) Ямбический акаталектический триметр:
Из це́лей, ради ко́их я наро́д собрал
2) Ямбический акаталектический диметр:
шепта́ла вслед слова́ мои
3) В некоторых случаях ямба метр может быть односложным, напр. в ямбическом сенаре:
что в ла́вке по́купа́ет). Ра́зве, Па́вел, вре́т?

Примеры ямбов в русской поэзии:
1) Четырехстопный акаталектический:
Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил…
2) Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове); тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных. Пятистопный каталектический:
Ты погрусти́, когда́ умрёт поэ́т,
Поку́да зво́н ближа́йшей и́з церкве́й
Не возвести́т, что э́тот ни́зкий све́т
Я променя́л на ни́зший ми́р черве́й.

Основные размеры в русском стихосложении — четырехстопный (лирика, эпос); пятистопный (лирика и драма XIX—XX вв.); шестистопный (поэма и драма XVIII в.); вольный разностопный (басня XVIII—XIX вв., комедия XIX в.).

Точная этимология термина неизвестна. Поскольку ямбические песнопения были неотъемлемой частью праздников плодородия в честь Деметры, термин связывали с именем служанки элевсинского царя Келея Ямбы. Согласно мифу, Ямба развеселила безутешную Деметру, которая повсюду искала дочь Персефону, непристойными стихотворениями (праздники плодородия, посвященные Деметре, сопровождались обсценными выражениями; не исключено, что само имя Ямба — отзвук древнего слова с обсценным значением). Некоторые исследователи обратили внимание на слово ἴαμβύκη — музыкальный инструмент (то же, что самбука, или самбика), в сопровождении которого (согласно очень позднему свидетельству Фотия) исполнялись ямбические песни, и высказали предположение, что слово ἴαμβος происходит от названия этого музыкального инструмента.

Да́ктиль (греч. δάκτυλος «палец») — трёхдольный размер античной метрики из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов; в силлабо-тоническом стихосложении ей соответствует стопа из одного ударного слога и двух безударных за ним.
Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники
М. Ю. Лермонтов

Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля — двухстопный (в XVIII веке), четырёх- и трёхстопный (с XIX века).

Название происходит от греч. δάκτυλος - "палец". Палец состоит из трех суставов, первый из которых длинней остальных. Подобно этому дактилическая стопа состоит из трех слогов, из которых первый ударный, а остальные безударные.

Вы́рыта да́ктилем я́ма глубо́кая...

Амфибра́хий (греч. ἀμφίβραχυς — c обеих сторон краткий) — стихотворный размер (метр), образуемый трёхсложными стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге.

Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,
Не с го́р побежа́ли ручьи́ -
Моро́з-воево́да дозо́ром
Обхо́дит владе́нья свои́.
(Н. А. Некрасов)

Ана́пест (греч. ἀνάπαιστος — отражённый назад, обратный дактилю; менее распространено ударение анапе́ст, соответствующее нем. Anapä́st) — трёхсложный стихотворный размер.

В античной квантитативной метрике — метр, стопа которого состоит из двух кратких и одного долгого слога.

В новоевропейской силлабо-тонической метрике анапестом именуется метр, стопа которого состоит из двух безударных и одного ударного слога.

Пример из Александра Блока (трёхстопный анапест):

О, весна́ без конца́ и без кра́ю —
Без конца́ и без кра́ю мечта́!
Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!
И приве́тствую зво́ном щита́!

Маленькое замечание-напоминалка: в слове ровно столько слогов, сколько в нем гласных звуков (а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я), если на слог не падает активного ударения, он может быть как ударным, так и безударным.


«Odi et amo. Excrucior»
Darkness » Творческая Мастерская » Наше творчество: поэзия » Силла́бо-тони́ческое стихосложе́ние
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: