Регистрация | Вход
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Darkness » Архив » Корзина » Идея, фабула, структура произведений (общие сведения)
Идея, фабула, структура произведений
Befy Дата:Суббота, 29.05.2010, 07:17 | Сообщение # 1
Замечания:
Награды: 11
Уважение
[ 11 ]
Оффлайн
Сюда предлагаю помещать статьи, книги и источники по разбору данных вопросов, которые могут или недоступны в прямом доступе (например на СИ - иногда тупит откровенно)....
Befy Дата:Суббота, 29.05.2010, 07:19 | Сообщение # 2
Замечания:
Награды: 11
Уважение
[ 11 ]
Оффлайн
Кривчиков Константин

Идея произведения и вокруг нее

Маленькая, но необходимая, преамбула. Приведенные ниже тексты (понятия, формулировки и пр.) относятся и применимы только к ДРАМАТИЧЕСКИМ произведениям. Драматическое произведение (в обсуждаемом контексте) имеет следующие черты: внимание сконцентрировано на главном герое, оказавшемся перед дилеммой, дилемма превращается в кризис, который, усугубляясь, достигает кульминации.
Дилемма - это затруднительный выбор между двумя равно неприятными существующими возможностями или предложениями, который должен сделать человек-персонаж для решения вставшей перед ним проблемы или для выхода из неблагоприятной ситуации, в которую он попал.
Сюжет ДРАМАТИЧЕСКОГО произведения - это изложение последовательных событий, вовлекающих людей-персонажей, которые, разрешая конфликты, меняются в результате произошедших событий.
Можно ли нижеизложенное применять к ДРУГИМ произведениям - решайте сами.

Представления об идее

Начну этот компилятивный обзор, посвященный в основном понятию "идея литературного ДРАМАТИЧЕСКОГО произведения", цитатой из книги С. Кинга "Как писать книги":
"Курсы писателей и литераторов до утомления возятся с идеей, считая ее самой священной из всех священных коров, но на самом деле она (не ужасайтесь!) - дело не слишком важное... Но мне кажется, что каждая книга - по крайней мере та, которая стоит чтения - должна быть о чем-то".

Американский писатель и литературовед Д. Н. Фрей в пособии для начинающих авторов "Как написать гениальный роман", ссылаясь на разработки литературоведа и лингвиста Л. Эгри, дает следующее определение идее - это краткая формулировка (констатация) того, что произойдет с героями в результате ключевого конфликта (развития сюжета). Данная формулировка (силлогизм), уточняет Фрей, доказывается на протяжении всего действия драматического произведения.
Как утверждает Фрей, если начало и конец произведения не имеют между собой причинно-следственной связи, значит, произведение не является драматическим. Без этой связи последовательность событий в произведении никогда не приведет к кульминации, то есть такой сцене (эпизоду), когда разрешается ключевой конфликт произведения. А разрешение ключевого конфликта сюжета и есть окончательное доказательство идеи произведения .
Допустим, вы пишите о большой безответной любви (о маленькой можно, но не стоит). В этом случае предмет вашего повествования (большая любовь) будет первой половиной идеи. Второй половиной станет то, что произойдет с персонажем по ходу сюжета. Например, возлюбленная отвергнет героя, и он покончит с собой. Идея такой истории: безответная любовь приводит к самоубийству. В виде общего замысла это можно изложить так: я хочу написать о любви, которая закончится трагически. Почти одно и то же, да? Но у замысла и идеи разные задачи. Об этом речь пойдет чуть ниже.
Специальной формулы, позволяющей создать идею произведения, не существует. Однако, по Эгри, каждая идея должна включать в себя персонаж, который через конфликт приходит к результату. Например:
Трус отправляется на войну и становится героем.
Герой вступает в бой и оказывается трусом.
У Самсона отрезают волосы, и он утрачивает силу, но потом вновь ее обретает.
Формулируя идею, пишет Фрей, помните о трех ее столпах: персонаже, конфликте и результате. Драматическое произведение рассказывает о том, как меняется герой, переживая кризис. В идее сжато изложена суть подобной трансформации.
Вот несколько примеров, приведенных Фреем:
- В "Крестном отце" главный герой любит и уважает семью и поневоле становится мафиозным доном. "Верность семье приводит к преступлениям" - идея романа, блестяще доказанная Пьюзо.
- В повести "Старик и море" Хемингуэй доказывает идею: "мужество приносит спасение". В случае со старым рыбаком это справедливо.
- Ле Карре в романе "Шпион, который пришел с холода" показывает, как может пасть духом даже лучший из разведчиков, осознав двуличность правительства, на которое работает. Идея: "осознание ведет к самоубийству".
- Идея Кизи в романе "Пролетая над гнездом кукушки" заключается в том, что "даже самая мощная и безжалостная машина психиатрической лечебницы не в силах сломить человеческий дух".
- "Лолита" Набокова доказывает, что "великая любовь приводит к смерти". Справедливо в случае с Гумбертом.

В книге "Как написать гениальный роман - 2" Фрей перечисляет три вида идей: цепная реакция; противоборствующие силы; ситуативная.

Самый простой вид идеи - это цепная реакция . С персонажем происходит какое-то событие, дающее толчок развитию сюжета, что ведет к кульминации, а затем и к развязке.

Если в истории друг другу противостоят две силы, одна из которых побеждает, мы имеем дело с идеей типа противоборствующие силы.

Ситуативная идея используется там, где на персонажах отражается какая-либо ситуация. Например, война.


Иллюстрация

Чтобы закрепить вышеизложенный материал, попробуем в действии формулу Эгри-Фрея на очень простом примере - русской народной сказке "Колобок".
Для начала разберемся - является ли "Колобок" драматическим произведением? Я полагаю, что нет. Почему? В драматическом произведении герой должен столкнуться с дилеммой, а в "Колобке" ее днем с огнем не сыщешь. Что же, давайте ее выдумаем. Ведь мы же творческие люди.
Но, прежде чем продумывать дилемму, задумаемся о целях, которые может преследовать наш герой. Ведь основная дилемма и цель - вещи взаимосвязанные.
Колобок стремится обрести свободу. Как вам такая цель? По мне - вполне себе ничего.
Представим, что Колобок сталкивается со следующей дилеммой. Он родился и живет в деревне (это относится к завязке). Дед и бабка его угнетают. Заставляют по утрам рано вставать, чистить зубы, застилать за собой постель и прочее. Короче, тиранят, как могут. Колобку это не нравится. Ведь он взрослеет, ему хочется самостоятельности, тискать по вечерам в кустиках молоденьких лепешек, а его заставляют сидеть дома и готовиться к ЕГЭ.
В результате возникает внешний конфликт, конфликт двух поколений: между стариками и Колобком. В теории это называется противоборствующие силы.
На внешний конфликт накладывается внутренний. С одной стороны Колобок любит дедку и бабку, ему тепло и сытно в их деревенском доме. С другой стороны, формируясь как личность, он уже не в силах терпеть стариковскую тиранию. И он сбегает из дома. То есть, дилемма разрешается через выбор. Колобок принимает решение.
Цель Колобка - попасть в город и там вволю надышаться воздухом свободы. Но для этого ему нужно прежде выбраться из леса. На этом пути его поджидают препятствия в виде зайца, волка и медведя. Колобку удается ускользнуть от этих злодеев, но кризис нарастает: каждый последующий противник страшнее предыдущего. А если кризис нарастает, это значит, что мы приближаемся к кульминации. И вот она наступает.
Колобку грезится, что цель очень близка. Уже видна между деревьев опушка леса, а за ней - городские окраины. Но тут Колобок напарывается на лису. Ему представляется, что уж от этой-то рыжей простушки он спокойно отделается. Но здесь и проявляется его житейская неопытность. Лиса оказывается гораздо опаснее волка и медведя. Наступает развязка - лиса съедает Колобка. За мгновение перед смертью Колобок успевает подумать о том, как он был неправ, сбежав из дома. Но - поздно пить боржом.
Самое время огласить ИДЕЮ произведения: безрассудное стремление к свободе приводит к гибели.
Теперь можно подумать и о морали - сказка ведь, все-таки. Мораль может быть, к примеру, такой: слушайся старших, а не то...
Непредвзято сравнив два варианта сказки, мы должны согласиться с тем, что второй вариант не только гораздо увлекательнее, но и гораздо внятнее первого. Мы получили на выходе настоящее ДРАМАТИЧЕСКОЕ произведение ("Овод" отдыхает), не только с колоритным мотивированным персонажем, но и с четко выраженной моралью. А все благодаря тому, что мы задумались об ИДЕЕ.
Но стоит поменять один из компонентов произведения, и сюжет повернется в другую сторону. Например, представим, что в основе дилеммы лежит желание стариков съесть Колобка. Чувствуете, какой триллер может получиться? А если Лиса - вампир? Не правда ли - даже дух захватывает!
Уточним для порядка и полной ясности, какой тип идеи мы использовали в данном случае. Очевидно, что здесь речь идет об идее противоборствующие силы. Но заметим, что в таком сюжете может быть использована (параллельно) и идея цепная реакция. В этом случае толчок разрастанию конфликта между стариками и Колобком дает конкретная ссора (вариант - происшествие) по какому-то поводу. Например, старики узнают, что их сопливый внучок обрюхатил соседнюю Пышку, и собираются по этому случаю как следует надрать ему задницу... Дерзайте.


Для чего нужна идея ?

Можно ли писать романы, не формулируя идеи? Наверное, можно. Но это не очень продуктивно. Фрей приводит историю популярной американской писательницы Джины Оуэн.
Джина Оуэн в работе "Профессиональный подход к созданию художественного произведения" (1974) рассказывает о том, как писала, основываясь на интуиции. Она, как и многие писатели, парящие на крыльях вдохновения, "почтительно выслушивала любого, кто рассуждал о персонажах, диалогах или точках зрения, высказанных в художественных произведениях, мысленно преклоняясь перед одним только упоминанием о том, как строить сюжет". Однако когда речь заходила об идее (которую она называет "темой"), она "тут же меняла разговор, т. к. считала, что речь идет о чем-то несущественном".
Однажды Оуэн собиралась писать роман и пришла в издательство с четким планом, продуманным сюжетом и "впечатляющим досье" на главных персонажей. Издатель вдруг спросил об идее. Она была озадачена вопросом и призналась, что об идее романа не задумывалась.
Тогда издатель заявил, что ему не о чем с ней говорить. Оуэн вернулась домой и долго размышляла над состоявшимся разговором. Она внимательно изучила каждый из своих романов, пытаясь найти в них идеи, и пришла к потрясающему выводу. Подавляющее большинство романов, которые не удалось продать издательствам, не имели идеи. Зато во всех романах, имевших успех, идея присутствовала!
"С той поры, - пишет Оуэн, - я получила море чеков за рассказы, повести и романы. Не извлеки я тогда урок, все эти произведения никогда не увидели бы свет".

Так или иначе, идея присутствует в любом литературном (драматическом) произведении. Если ее невозможно вычленить, то следует задуматься над вопросом: чего же это мы такое сочинили (прочитали)?
Чем крупнее произведение, тем важнее для него наличие идеи.
Можно сочинять и, не имея идеи (не формулируя ее). Но с нею - легче, проще и удобнее, чем без нее. Как минимум.
Не надо путать (хотя бы - терминологически) идею с замыслом и темой. Замысел - прообраз, основа сюжета, это суть содержания произведения, вопрос "о чем оно?". Идея, это смысл произведения, вопрос "для чего оно написано автором, что он хотел доказать?". Замысел , как и тема (основной предмет повествования), раскрывается через последовательную цепь событий, идея доказывается на примере изменений, происходящих с героями.
Кроме того, Фрей просит не путать идею с моралью. Мораль следует за идеей и, как правило, вытекает из нее. Иными словами, сначала докажите идею, а потом уже морализируйте. Не будем останавливаться на этом вопросе подробно, ограничимся понятием. Мораль - это то, чему учит данное произведение.
Процесс создания произведения может начинаться с персонажа, случая (события), истории, темы, идеи - в таком порядке, обратном порядке и в любом порядке. Это не принципиально - что именно дает толчок для создания произведения. Важно правильно понимать, какая роль отводится каждому элементу.
Например, С. Кинг считает, что "лучшие произведения всегда оказываются о людях, а не о событиях, то есть ими двигают характеры, а не ситуации. Но если выйти за пределы короткого рассказа, то я уже не очень верю в исследование характеров; по-моему, в конце концов, главным становится история". Как видим, понятие "идея" Кинг в этом концептуальном для себя пассаже вообще не употребляет. Он считает, что основу любого произведения составляют персонажи и их история (сюжет). Так для чего же нужна идея?
По мнению Фрея, идея задает и определяет главный вектор произведения, по которому и развиваются события (всегда по одной схеме): персонажи вступают в конфликт, ведущий к кульминации. Например, если идея произведения "великая любовь приводит к смерти", это значит, что в произведении действуют герои, которые влюбляются, а затем погибают ("Ромео и Джульетта").
Но стоит изменить идею произведения, как сразу меняется его содержание. Например, доказывая идею "великая любовь приводит к счастью", мы получаем в итоге любовную версию "Капитанской дочки".

Приближаясь к завершению, не могу не упомянуть стандартную формулировку идеи, приводимую в российских учебниках по литературоведению: "Идея есть главная мысль, лежащая в основе произведения, реализуемая через систему образов и раскрываемая во всей структуре произведения".
По мне - ничего себе формулировка, нормальная, обо всем и ни о чем. С определенной оговоркой и коррекцией можно применить, например, к понятию ТЕМА. Писать с помощью такой формулировки романы уж точно не получится. Но для общего развития пригодится.

В заключение процитирую еще раз Стивена Кинга:
"...Начинать с вопросов и идейных соображений - рецепт создания плохой литературы. Хорошая литература всегда начинается с темы (истории) и развивается к идее, и почти никогда не бывает наоборот... Но когда сюжет уже лег на бумагу, надо подумать о том, что он значит, и в следующие варианты (имеется в виду "варианты сюжетного плана" - прим. мое) вписать свои заключения. Не сделать этого - значит лишить свою работу (и читателя, в конечном счете) того видения, которое и делает каждую написанную вами вещь вашей и только вашей".

Мамонт Дата:Понедельник, 12.07.2010, 10:32 | Сообщение # 3
Калашников С.А.
Сообщений: 200
Медали:
За интервью
Замечания:
Награды: 5
Уважение
[ 8 ]
Оффлайн
Befy,
Quote (Befy)
Идея произведения и вокруг нее

Захотелось побродить вокруг вопроса об идее произведения.
1. Утверждение. Идея есть в любом написании.
Доказательство. В сказке "Колобок" героя намеревались сьесть (для чего положили остывать). И всё равно съели, как он ни трепыхался. Идея - от судьбы не уйдёшь.
Это шутейно, конечно.
С другой стороны, подавляющее большинство современных произведений о похождениях/приключениях/схватках/борьбе несут в себе идею необходимости вести активный образ жизни, что вознаграждается. Иногда - тихой сытой жизнью. Иногда - новой порцией проблем которые герой "наскрёб" по дороге.
Беда в том, что:
1.1 Эта идея встречается настолько часто, что слегка приелась многочитающим.
1.2. Сами авторы могут и не подозревать о том, какую идею они проповедуют. Отсюда вывод:
2. Часто автора, особенно начинающего, буквально "прёт" от бурлящего замысла. Буквы послушно ложатся в файл, дело спорится... и подкрадывается проблема финала. Не осознавая идеи автор продолжает повествование, превращая его в сериал и читатель начинает утомляться. Да и свежие сюжетные ходы - проблема немалая. Удерживать внимание публики всё трудней.
Снова выводы:
3.1 Идею необходимо осознать. Даже посреди труда над произведением это не поздно.
3.2.Идею надо раскрыть и... финишировать. Или труд Автора окажется посвящён любителям жвачки. Впрочем, и это следует осознать. Чтобы "жвачка" была качественной. (спрос на неё объективно присутсвует, и писать её не постыдно, ибо, пусть лучше читают, чем фулюганят или перемывают соседские кости)
4. Содержание идеи.
Любой автор непрочь изложить оригиналюную идею. Где её взять?
4.1. Лирическое отступление: Сейчас многие творят в области альтернативной истории (работа над ошибками) или фэнтези (наличие непреложного закона). Оба направления - признак неудовлетворённости реалом. И, как следствие массовости - свежие идеи в этих местах - редкость. Слишком тут всё истоптано. Однако - дорогу осилит бредущий. Ждёмс. Удачные работы отмечаются. Но в обоих случаях, как ни маскируют авторы свои мысли антуражем и психологической достоверностью, идея пропирает сквозь текст. Что и привлекательно в этих работах.
4.2. Шокирующая идея. Например. Любовь - совокупность двух компонент: Страсть - физилогия, рефлексы. И позыв к сохранению популляции - рефлектроное стремление к деторождению, совмещённое с осознанным намерением обеспечить свою старость.
4.3. Научная идея. Двуполое размножение - приём, найденный природой для повышения качества популляции. Распределение ролей в ней обеспечивает успех при конкуренции данного биологического вида с другими, и повышение выжываемости при изменении окружающих условий.
4.4. Крамольная идея. Производительные силы достаточны для того, чтобы накормить и обогреть всех. И для этого следует... - а вот это уже сюжет. Мы же про идею.
4.5. Из теории игр: Выигышная стратегия "добрая", но не прощает недружелюбия по отношению к её носителю.
Не стану продолжать список идей, о доброкачественной художественной реализации которых сам мечтаю многие годы. Но, согласитесь - написать об этом - это было бы очень круто. Кстати, писали. С разной степенью успешности. Я не про художественность, а про то, насколько сумели донести.
Увы мне. Слово - инстумент поразительно капризный. (Вздохнул)


Зануда. Незлой.

Сообщение изменил:Мамонт - Понедельник, 12.07.2010, 10:39
Мамонт Дата:Пятница, 16.07.2010, 08:05 | Сообщение # 4
Калашников С.А.
Сообщений: 200
Медали:
За интервью
Замечания:
Награды: 5
Уважение
[ 8 ]
Оффлайн
Quote (Befy)
Но стоит поменять один из компонентов произведения, и сюжет повернется в другую сторону. Например, представим, что в основе дилеммы лежит желание стариков съесть Колобка.

Зацепил меня Ваш пример. Обсудил этот вопрос со внучкой-дошкольницей и выяснилось, что мультипликационные сценаристы неоднократно применяли этот приём - изменение компонентов сюжета в отношении судьбы главного героя. Видимо выпячивание трагической судьбы Колобка-продукта питания их не устраивало. А потом, спася персонажа и предоставив ему свободу, обрывали повествование. Похоже, тут сюжетный тупик. biggrin


Зануда. Незлой.
Komandor Дата:Суббота, 17.07.2010, 23:16 | Сообщение # 5
Сообщений: 3376
Медали:
За 500 постов За 1500 Постов За 2000 Постов
Замечания:
Награды: 12
Уважение
[ 19 ]
Оффлайн
Quote (Мамонт)
изменение компонентов сюжета в отношении судьбы главного героя.

не знаю как насчёт мультипликации, но в литературе такие изменения были представлены в основном в произведениях фанфиках - так называемых, взглядах со стороны. Это и безобидное описание ("вид из глаз странствующего с главным героем персонажа") событий, описанных ранее и откровенное переворачивание с ног на голову известного читателю сюжета.
В качестве примера можно привести кучу книг по мотивам трилогии Средиземья - "Последний Кольценосец", "Владыка Мордора", "Чёрная книга Арды", "По ту сторону рассвета" и в какой-то степени "Кольцо Тьмы"


Мы устроим на улице танцы у всех на виду,
Ты одела вечернее платье, и солнце переоделось в луну.
Будет жаркое лето в этом году,
Если птицы летают так низко, то это, это к дождю.

Слышишь, ругаются люди в соседней квартире,
Выходит, что мы не одни в этом мире,
Лежим, я у стенки, ты с краю,
Я тебя не люблю...я тебя обожаю.

<Вячеслав Бутусов>

Мамонт Дата:Воскресенье, 18.07.2010, 15:22 | Сообщение # 6
Калашников С.А.
Сообщений: 200
Медали:
За интервью
Замечания:
Награды: 5
Уважение
[ 8 ]
Оффлайн
Quote (Komandor)
В качестве примера можно привести кучу книг по мотивам трилогии Средиземья - "Последний Кольценосец", "Владыка Мордора", "Чёрная книга Арды", "По ту сторону рассвета" и в какой-то степени "Кольцо Тьмы"

Кстати, да. Вы как будто сдёрнули завесу тайны с того впечатления, которое возникало у меня при прочтении современных фэнтезийных произведений. Возникало впечатление, что это фанфик на комплекс произведений Андрэ Нортон, Урсулы Ле Гуин и Толкиена. Хроники Нарнии, прочитанные мною недавно, были глотком свежего воздуха. Ещё свежие ходы почудились в "Моя жена ведьма" Белянина и паре продолжений. Увы, потом это оказалось "завалено" подражениями.


Зануда. Незлой.
Komandor Дата:Воскресенье, 18.07.2010, 16:39 | Сообщение # 7
Сообщений: 3376
Медали:
За 500 постов За 1500 Постов За 2000 Постов
Замечания:
Награды: 12
Уважение
[ 19 ]
Оффлайн
Quote (Мамонт)
Увы, потом это оказалось "завалено" подражениями.

а это тоже самое, что мы видим сегодня с "вампирской тематикой")) если людям нравятся книги Майер, значит, нужно - пока горячо - клепать похожую литературу, в которой будут преобладать вампиры, оборотни и влюблённые в них девушки. То есть неважно, что такое произведение не будет иметь никакой литературной ценности, главное, чтобы она хорошо продавалась и успела принести хорошую прибыль до того момента, как окажется на распродаже книжного хлама за 30руб.
Так что и с фэнтези таже ситуация - люди стараются работать пот ем калькам и направлениям, в которых точно найдется достаточное число читателей, которые с радостью познакомятся с их опусами...


Мы устроим на улице танцы у всех на виду,
Ты одела вечернее платье, и солнце переоделось в луну.
Будет жаркое лето в этом году,
Если птицы летают так низко, то это, это к дождю.

Слышишь, ругаются люди в соседней квартире,
Выходит, что мы не одни в этом мире,
Лежим, я у стенки, ты с краю,
Я тебя не люблю...я тебя обожаю.

<Вячеслав Бутусов>

Мамонт Дата:Воскресенье, 18.07.2010, 17:14 | Сообщение # 8
Калашников С.А.
Сообщений: 200
Медали:
За интервью
Замечания:
Награды: 5
Уважение
[ 8 ]
Оффлайн
Quote (Komandor)
окажется на распродаже книжного хлама за 30руб.

Воцарившийся монетаризм действительно провоцирует создание многообразия... не обязательно многообразного. С последующим отбором, действие которого замаскировано назойливой рекламой и созданием у людей нужных продавцам стереотипов. И всё же шедевры случаются. И их тем больше, чем больше всего остального. По Дарвину живём, однако.


Зануда. Незлой.
Darkness » Архив » Корзина » Идея, фабула, структура произведений (общие сведения)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: