Регистрация | Вход
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Darkness » Литература » Авторские миры » Мир Ведьмака
Мир Ведьмака
darkness Дата:Воскресенье, 27.09.2009, 19:27 | Сообщение # 1
Тьма
Сообщений: 1539
Медали:
За создание сайта За 500 постов За 1500 Постов
Замечания:
Награды: 6
Уважение
[ 10 ]
Оффлайн
Карта, пропитанная кровью
Человеческие государства мира Ведьмака

Сегодня Зло правит законами — ибо законы служат ему. Оно действует в соответствии с заключенными мирными договорами, поскольку о нем, Зле, подумали, заключая эти договоры.

Геральт из Ривии

Мир ведьмака Геральта, созданный фантазией польского писателя Анджея Сапковского, по праву занимает почетное место в одном ряду со Средиземьем и Земноморьем. У этой вселенной есть собственные история, география, культура — иногда иронически созвучные классике фэнтези, иногда совершенно самобытные.

Сага о Ведьмаке не раз пересекается с реальной историей, заставляя вспоминать бурные события европейского средневековья, кровавые страницы освоения белыми Америки, кошмары великих войн 20 века. Описывать мир Саги нелегко. Его демиург не озаботился, подобно Толкину или Куртц, самостоятельным составлением подробного глоссария, хронологии, генеалогии, картографии. Есть лишь Сага, из которой дотошные фанаты и черпают дополнительную информацию.

Кровавая география

Первыми обитателями этого мира считаются краснолюды — местный эквивалент толкиновских гномов. Затем сюда явилась раса долгоживущих эльфов. За тысячелетия своей истории эти волшебники и мудрецы довели собственную родину практически до ручки, однако наиболее ретивые и одаренные из эльфийских магов нашли себе новый дом. Эльфы быстро приструнили краснолюдов, на тысячу лет став главенствующей силой в мире. Их владычество продолжалось, пока не грянуло Сопряжение Сфер — вселенский катаклизм, перемешавший параллельные миры и обернувшийся для эльфов серией неприятных сюрпризов. Даже их самые могучие колдуны лишились умения путешествовать по Вселенной, а на новую эльфийскую родину хлынула тьма самых разнообразных чудищ. И самое главное — появились люди. Надменные эльфы долго не обращали внимания на эту шелупонь — а между тем людишки размножались, как кролики... За неполные пять столетий они создали несколько сильных королевств, а эльфов фактически загнали в резервации.

Отметим, что известная история ведьмачьего мира вызывает серьезные сомнения. Считается, что люди высадились на материке всего на четырех кораблях, основав при этом три королевства. И уже несколько лет спустя принялись активно теснить эльфов. Неужели человеческие корабли были размером с Ноев Ковчег? Можно предположить, что пресловутые четыре корабля выступали только передовым отрядом «флота вторжения». Основав плацдарм на новых землях, люди приступили к активному переселению — возможно, с другого континента или даже с какой-то территории, оторванной от их родной реальности. Иначе последовавшую массированную экспансию невозможно объяснить, даже учитывая активное использование людьми собственной магии.

Захваченные человечеством земли континента оказались фактически разделены на два блока — королевства жителей Севера, называемых нордлингами, и южную Нильфгаардскую империю. Основные события Саги проходят на фоне затяжного военного конфликта между Севером и Югом. Одно из ключевых его отличий от традиционных столкновений во многих других фэнтезийных вселенных — отсутствие четкого деления на «хороших» и «плохих». В мире Ведьмака нет изнывающего от злобы Темного Властелина, причины войны банальны — властолюбие и алчность. Да, Нильфгаард выступает в этом столкновении агрессором — но поступками правителей нордлингов руководит то же стремление к территориальным захватам и экономическим выгодам. В общем, все, как на Земле...

Нордлинги

Нордлинги — обитатели Севера, прямые потомки первопоселенцев с легендарных кораблей. Их земли более всего напоминают средневековую Европу, особенно ее восточную часть (Польша, Чехия). Здесь находится множество больших и малых королевств, княжеств, вольных городов — иногда союзников, чаще противников и конкурентов. Нордлинги постоянно живут «на острие меча», то и дело между ними вспыхивают вооруженные конфликты, бурлят политические, экономические и династические интриги. На жизнь Севера огромное влияние оказывают маги, которые откровенно помыкают светскими властителями. Роль магов среди нордлингов можно сравнить лишь с влиянием католического духовенства в Европе раннего средневековья. На землях нордлингов происходит почти все действие Саги, поэтому эта часть ведьмачьего мира изучена наиболее досконально.

Каэдвен

Сильнейшее королевство нордлингов, на престоле которого угнездился алчный Хенсельт. Столица — Ард Каррайг. По размеру владений на континенте Каэдвен уступает только Нильфгаарду. Среди достопримечательностей — твердыня ведьмаков Каэр Морхен и школа магии в Бан Ард. Завистливый и тщеславный Хенсельт жестко ущемлял права нелюдей, особенно эльфов. Немудрено, что в каэдвенских лесах активно действовали отряды эльфийских повстанцев-скоя’таэлей («белок»). Во Второй Нильфгаардской войне Каэдвен оказался во главе антиимперской коалиции Союза Четырех Королевств. Именно мощная армия Хенсельта при помощи вассального аэдирнского короля Демавенда в самом начале войны нанесла южанам ощутимое поражение под Альдерсбергом.

Темерия

Королевство, расположенное к югу от реки Понтар. Столица — город Вызима, на престоле сидит Фольтест. Не слишком устойчивая валюта орен, тем не менее, имеет хождение практически по всему Северу. Ленник темерийских монархов — Элландер, где находится святилище богини Мелитэле. На темерийской территории расположена и цитадель чародеев острова Таннедд. С юных лет король Фольтест симпатизирует дриадам леса Брокилон, отчего наложил запрет на его промышленное использование этого зеленого массива. Король не слишком храбр, но неглуп и хитер. Так, когда Нильфгаард напал на главных темерийских союзников — Лирию и Аэдирн, — Фольтест не оказал им никакой помощи, зато под шумок наложил лапу на Бругге и Содден. Впрочем, впоследствии Темерия стала одним из наиболее рьяных участников антиимперской коалиции.

Редания

Эта страна со столицей в Третогоре также пользуется немалым влиянием. В пределах Редании находятся богатейший вольный город Новиград и крупнейший на землях нордлингов университет Оксенфурта. Реданийские короли издавна претендуют на Ковир и Повисс, которые завоевали независимость за 120 лет до событий Саги. Несколько войн с Ковиром окончились для бывшей метрополии плачевно. После убийства короля Редании Визимира в самом дебюте Нильфгаардской войны в стране начался хаос. Власть перешла к Регентскому совету, состоявшему из туповатых представителей родовой аристократии. Однако затем главой Совета стал умный и коварный шеф разведки Сигизмунд Дийкстра. Номинальный реданийский монарх юный Радовид печально прославился в истории уже постведьмачей эпохи как один из самых кровавых правителей.

В торговом и культурном центре Севера Новиграде 30 тысяч жителей, немало каменных домов, мощеная главная улица, морской порт, мануфактуры, ремесленные цеха, 8 банков, 19 ломбардов, замок, театр, рынок. Местная крона пользуется большим доверием (равна 6,5 темерийских оренов). Новиград — теократия: во главе города стоит Иерархат, поддерживающий порядок с помощью тайной службы безопасности. В городе имеется 19 храмов, где горит божественный символ Вечного Огня. Этнически город неоднороден: преобладают люди, есть краснолюды, полуэльфы, низушки, гномы.

Аэдирн

Государство, граничащее с Реданией и Темерией. Столица — город Венгерберг. Правящий страной король Демавенд проводил антиэльфийскую политику. Неудивительно, что остроухие активно поддержали напавших на Аэдирн нильфов. В награду кусок аэдирнской территории достался марионеточному эльфийскому протекторату Доль Блатанна. А часть страны была оккупирована каэдвенским королем Хенсельтом, и, чтобы сохранить хотя бы толику власти, Демавенд признал себя его вассалом.

Вердэн

Это королевство сыграло в Северной войне неоднозначную роль. Поначалу вердэнский король Эрвилл стал вассалом Нильфгаарда, ибо опасался агрессивной политики Фольтеста Темерийского. Однако в результате государственного переворота Эрвилл отрекся в пользу своего сына Кистрина, который перешел на сторону северной коалиции. В дальнейшем вердэнцы держались очень стойко, не позволив имперцам захватить их королевство и ударить по Темерии.

Лирия и Ривия


За Махакамскими горами, на востоке от Темерии, находится ее давний союзник Ривия — номинальная «родина» ведьмака Геральта. Благодаря браку здешнего короля с Мэве, правительницей соседней Лирии, обе страны объединились в династическую унию. Муж Мэве к началу Саги уже умер, поэтому королева управляла обеими странами. Ривия и Лирия оказались одной из первых жертв нильфгаардской агрессии, причем оккупировали их быстро и почти без сопротивления. Однако дальнейшая судьба королевств оказалась различна. Купечество и цеха Ривии буквально принудили королеву Мэве к сдаче, ибо опасались за свои богатства. А вот в Лирии, отчем королевстве правительницы, началась партизанская война. Мэве и ее сторонники нашли приют в Ангрене, откуда постоянно совершали рейды на оккупированную родину. В эти жестокие времена Мэве проявила себя с самой лучшей стороны, завоевав огромное уважение подданных.

Бругге


Один из главных неудачников войны. Король Бругге Вензлав пытался вынудить дриад отдать ему значительную часть Брокилона — аж до Вердэна, — разумеется, безуспешно. Кроме того, Вензлав проводил политику притеснения нелюдей: в Бругге часто вспыхивали погромы. Опасаясь агрессии Нильфгаарда, Вензлав признал себя вассалом короля Фольтеста, в результате чего страна превратилась в протекторат Темерии.

Цинтра

Это небольшое государство с выгодным стратегическим расположением в устье реки Яруги граничило с нильфгаардской провинцией Эббинг. Цинтра была захвачена имперцами во время Первой Нильфгаардской войны: одноименную столицу сожгли почти дотла, а в битве погибла большая часть местной аристократии во главе с королевой Калантэ. Когда Цинтра стала нильфгаардской провинцией, многие ее жители эмигрировали в Вердэн, Бругге, Темерию и Скеллиге. Наступление темерийской армии на Цинтру во время Второй Нильфгаардской войны вынудило императора Эмгыра сражаться на два фронта. После заключения мира престол официально заняла Цирилла Фиона Элен Рианон, королева Цинтры, княжна Бругге, герцогиня Содденская, наследница Скеллигских островов, сюзерен Атре и Аб Ярра, она же Львенок из Цинтры и Дитя-Предназначение. Однако под этим именем скрывалась дочь купца Цири, которую император Эмгыр взял в жены поначалу из политических соображений (затем добавились и личные мотивы). В результате этого брака Цинтра вошла в династическую унию с Нильфгаардской империей.

Скеллиге

Такое название носит архипелаг у побережья Цинтры. Обитатели Скеллиге располагают сильным флотом и пользуются славой грозных пиратов. Правит архипелагом ярл Крах ап Крейт, чей дядя Эйст женился на цинтрийской королеве Калантэ и погиб вместе с ней, сражаясь против нильфов. После этого Скеллиге превратились в заклятых врагов Нильфгаарда, обеспечив коалиции господство над побережьем. Даже после окончания войны флот Скеллиге продолжал топить имперские корабли. Одной из главных политических причин заключения брака Эмгыра с лже-Цириллой была надежда утихомирить пиратов с Архипелага.

Ангрен

Это королевство, расположенное в излучине Яруги, формально сохраняло нейтралитет в войне Севера и Юга. Однако фактически ангренцы поддерживали нордлингов. Их лихие головорезы служили источником пополнения «вольных компаний» — отрядов наемников, которые сражались на стороне северян. Имеющие большое влияние друиды играли роль разведки. А королева Лирии и Ривии Мэве использовала Ангрен как базу для ведения партизанской войны с нильфами. Имперцы предприняли в ответ карательную операцию, после чего Ангрен официально вступил в войну против Нильфгаарда.

Нильфгаардская империя


Крупнейшее государство мира Ведьмака больше всего похоже не на толкиновский Мордор, а на Древний Рим с элементами Германии (скорее кайзеровской, нежели гитлеровской) и наполеоновской Франции. Агрессивная война для нильфов всего лишь возможность стать абсолютным политико-экономическим лидером.

Империя занимает южную часть континента. У ее истоков стоял полис-государство Нильфгаард, иначе Город Золотых Башен, распространивший свою власть на окрестные земли. Собственно нильфгаардцами имеют право называться лишь уроженцы столицы и ее ближайших областей, расположенных в долине Альба. Остальные нильфы — обитатели соседних земель (Маг Турга, Гесо, Метина, Маэхт, Эббинг, Виковаро, Этолия, Геммерия, Назаир), которые после завоевания превратились в провинции Империи. Нильфгаард — очень богатое государство. Его флорен ходит по всему миру. Среди источников процветания — рабский труд и торговля людьми, которые, как правило, запрещены в землях нордлингов.

Волшебники Нильфгаарда занимают исключительно подчиненное положение. Фактически они лишь государственные служащие, обязанные использовать свои магические таланты на благо Империи. И выбора у магов нет. Попытавшиеся сохранить независимость друиды были вырезаны службой безопасности под корень.

Имперская элита возникла в результате смешения человеческой и эльфийской крови. Так, аристократы носят эльфийские имена и титулы, активно используют Старшую Речь. Иметь родство с эльфами считается предметом гордости. Однако имперцы использовали эльфов в войне против нордлингов вовсе не по родственным причинам, а исключительно из политической необходимости. Хотя нильфы чтут своих эльфийских предков, это вовсе не повод начинать священную войну за восстановление прав длинноухих.

Вероятным основателем Империи был Торрес. В дальнейшем на престоле сменилось несколько династий, причем часто власть переходила из рук в руки насильственным путем. Так, инициатор северных войн Эмгыр вар Эмрэйс, Deithwen Addan yn Carn aep Morvudd (Белое Пламя, Пляшущее на Курганах Врагов), хоть и происходил из древнего рода кесарей, захватил престол в результате дворцового переворота.

Эмгыр — бесспорно, выдающаяся личность, самый великий монарх ведьмачьей эпохи. Он сумел создать отличную армию и генеральный штаб, эффективное правительство, возвысил многих способных людей, невзирая на их низкое происхождение. Даже из проигранной по сути войны с нордлингами Эмгыр ухитрился выползти с достоинством: Империя сохранила свои границы в неприкосновенности, а кое-где и расширила их.

Нейтральные игроки

Северные войны существенно ослабили всех участников. Настоящими победителями стали государства, воздержавшиеся от участия в конфликте.

Ковир и Повисс

Страна на далеком севере континента, граничащая с Реданией. Основал ее принц Тройден, брат реданского короля Радовида I Великого. Впоследствии реданские монархи несколько раз пытались наложить лапу на богатые земли младших родичей, но всякий раз крепко получали по зубам. У истоков нынешнего правящего рода Ковира и Повисса стоял Эстерил Тиссен, а в эпоху северных войн престол занимал его потомок Эстерад.

Ковир и Повисс — самая северная из стран нордлингов, климат здесь суров. Поэтому в государстве две столицы: зимняя находится в Лан Эксетере, летняя — в Понт Ванисе. Страна очень богата, занимает на мировом рынке положение монополиста по поставкам стекла и соли. Развиты горное дело и металлургия — по этим статьям Ковир уступает только краснолюдскому Махакаму. Но главный источник богатств — золото, 80% мировых запасов которого находится в Ковире. Немудрено, что государство и народ процветают. К примеру, заработки ковирских ремесленников в четыре раза выше доходов их собратьев из Редании и Темерии.

Короли Тиссениды ведут активную династическую политику. Среди их родичей — правители Редании, Каэдвена, Аэдирна, Цидариса, Вердэна, Ривии. В Ковире производят отличное оружие. Обилие золота позволяет держать самую боеспособную на континенте армию наемников.

Хотя формально Ковир принадлежит к королевствам нордлингов, участия в войне против Нильфгаарда Эстерад не принимал. Тем не менее он обеспечивал северян оружием, финансами и наемниками, чем отчасти предопределил поражение Империи.

Брокилон

Еще один формальный нейтрал — государство дриад, огромный древний лес Брокилон. Столица Дуэн Каннелл находится в самом центре чащи, правительницу зовут Эитнэ. В Брокилоне запрещено жечь огонь и рубить лес: для дриад он служит не только обиталищем, но и святыней. Дриады напоминают амазонок: отлично стреляют из лука и живут только женскими общинами. Они также владеют способностью к особой лечебной магии. Доступ людей в Брокилон запрещен, нарушивших это правило смельчаков обычно убивают. Хотя наиболее крепких мужчин дриады могут использовать как «самцов-производителей». Раньше дриады более тесно общались с людьми, однако после нападений солдат из Бругге и Вердэна отношения с соседями разладились. На словах дриады не вмешиваются во внешние дела, но некоторые из них поддержали «белок», обеспечивая их укрытием, лечением, снабжая медикаментами и продовольствием. Иногда дриады даже оказывали эльфам военное содействие, хотя по крови как минимум наполовину, а то и полностью лесные амазонки принадлежат к человеческой расе.


Никогда ещё Тьма не была такой многоликой...
darkness Дата:Воскресенье, 27.09.2009, 19:38 | Сообщение # 2
Тьма
Сообщений: 1539
Медали:
За создание сайта За 500 постов За 1500 Постов
Замечания:
Награды: 6
Уважение
[ 10 ]
Оффлайн
ВЛАСТЬ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ

Образ сказочного мира

Когда пан Анджей начинал писать первые новеллы о соз данном им герое — ведьмаке Геральте, Белом Волке, его мир был разрозненной сказочной страной, в которой мелькали привычные европейские имена и названия, слегка измененные автором, и явно прослеживались сюжеты, аналогичные привычным сказочным. Но на поверку известные с детства герои (Белоснежка, Красавица и чудовище, Золушка, короли, шуты, рыцари и так далее) оказывались не совсем или совсем не такими, какими мы привыкли их видеть в детских сказках.

Обманутая принцесса, лишенная трона и постоянно спасающаяся от наемных подсылаемых мачехой убийц, — это Белоснежка Сапковского, которая, чтобы выжить, превратилась в жестокое и циничное создание. Добрые и слегка глупые короли оказались людьми недалекими и развратными, хоть и практичными. Эльфы из эфирных созданий фольклора и сияющих воинов Толкина превратились в надменный и жестокий народ, вымирающий и ненавидящий людей, причину своего вымирания. Многочисленные монстры, от оборотней до мутировавших мусорных куч, терроризируют сказочное королевство — и хуже монстров оказываются люди, ведущие себя отнюдь не по-сказочному.

При этом на всех живущих в этой сказочной стране действуют жесткие законы сказки — правило Третьего раза, сила данного слова и обещания, нерушимость проклятия, и так далее.

И в этой мрачной, на первый взгляд, действительности, работают пугающие, возможные лишь в этом мире воины-мутанты, очищающие вселенную от чудовищ. Ненавидимые и презираемые людьми, чужие среди них, не имеющие друзей и родственников, они ведут непрерывную борьбу со злом, угрожающим человечеству. Наемники, работающие за плату. Непревзойденные фехтовальщики, владеющие основами темной магии. Уже не люди. В общем, ведьмаки...

Нетрудно догадаться по аналогии, что эти самые ведьмаки впоследствии оказываются самыми человечными из всех населяющих сказочное королевство существ.

Как так получилось

Мир этот спокойно жил-поживал, отданный Старшему народу (эльфам) и их младшим братьям (вроде гномов и карликов, только на свой, авторский лад — краснолюдам и низушкам, соответственно). Краснолюды появились здесь в незапамятные времена, затем пришли эльфы, переселившиеся из родного мира, который опустошили, и теперь нуждались в новой жилплощади.

В те времена перемещение между планами было привилегией многих созданий, и в первую очередь — эльфийских магов-ведунов. Самая старшая ветвь эльфов так и осталась в своем родном мире, в меньшинстве, а молодые эльфы, освоившие новую землю, в какой-то момент перестали подчиняться их воле.

И ничего бы не изменилось, если бы не грянул по неизвестной причине великий катаклизм, потрясший множество миров. Сопряжение Сфер — нечто вроде Слияния Миллиона Сфер во вселенной Майкла Муркока (оттуда, очевидно, и выросло), но не плановое (“раз в миллион лет”), а совершенно нежданное.

Сопряжение это затронуло целую вереницу миров, отчасти смешало их границы, сделало их на короткое время легко преодолимыми. И сонм разнообразных монстров из чужих вселенных обрушился на мир, который выбрали для своей спокойной доли эльфы. Самыми чудовищными из этих монстров оказались люди, приплывшие неизвестно откуда на четырех кораблях. Они высадились на земли Севера и с тех пор расплодились в великом множестве.

В довершение всего, после Сопряжения мировые константы были нарушены, и теперь прохождение между мирами сделалось практически невозможным — даже для эльфийских ведунов.

Это означало серьезную трагедию — ведь эльфы, существа великие, надменные и гордые, собирались кочевать из мира в мир, используя миры для своих нужд. А тут так случилось, что выползшая из реки слабая и быстроживущая раса “недоносков”, поначалу вообще не принимаемая всерьез, теперь размножилась и развилась с невероятной скоростью, став реальной угрозой власти бессмертных.

Человеческие маги оказались ничуть не слабее эльфийских, а вот способности к выживанию у человечества были куда выше. Надменность не прошла для эльфов даром — став сильнее, люди начали войну против них и победили в этой войне, загнав старший народ в резервацию и едва полностью не истребив.

Прошли столетия. Отвоевывая у монстров и представителей других рас каждую пядь земли, люди расселились по материку, оставляя исконным обитателям крошечные территории и птичьи права в совместных государствах и городах. В этой ситуации и существовал мир — чудовища множились и, истребляемые простым людом, причиняли человечеству много неудобств и даже страданий.

Ответом на них стали ведьмаки — тайный орден, созданный для борьбы с чудовищами.

Ведьмаки

Ведьмаки — это закрытая каста воинов-мутантов, переставших быть людьми, и в обмен на это обретших множество нечеловеческих способностей. Реакция их на несколько порядков превышает человеческую, живучесть и быстрота уникальны. Они куда совершеннее людей, но не могут оставлять потомства, а потому зависимы от человеческих детей, которых, после специального отбора, превращают в таких же ведьмаков.

То, что выживают при этом едва ли двое из сотни “кандидатов”, никого не волнует.

Как видите, ведьмаков обыватели не особо любят. Часто случалось, что израненный ведьмак выползал, например, из норы с убитым василиском, а там его ждало пустое место — вместо его бывшей лошади и вещей. Или просто никто умирающему не помогал, потому что темные кметы сглаза боялись. Ведьмаки не вымерли только благодаря живучести и способности регенерировать.

Обычно ведьмака нанимают, чтобы освободить дорогу, занятую мантихором, пикирующим на всякого проезжающего, или убить упомянутого василиска в его логове, ибо жрет проклятая ящерица всех вокруг. В городе, забитом обычными и магическими отбросами — очистить свалку от мутировавших мусорных монстров (та еще работенка, однако!). Бывают и посложнее задания. В которых, помимо воинских качеств, нужно проявить мудрость, терпение, быстро сделать выбор в сложной моральной ситуации.

Как ведьмаки получают новых отпрысков себе на воспитание? Да очень просто. “Пообещай мне, что, вернувшись домой, ты отдашь мне то, что застанешь нового. То, о чем еще не знаешь”. Неумолимая логика сказки проста: за время отсутствия спасенного у жены родился ребенок. Будущий ведьмак. Королева Цинтры Калантэ, нанимая ведьмака и разыгрывая многоходовую комбинацию с целью упрочить свой трон, не знает, что дочь ее уже беременна от своего избранного, проклятого Йожа, расколдованного только сейчас. “Проси что хочешь!” — щедра королева. О, на какие ухищрения пойдет впоследствии Калантэ, когда придет время отдавать ребенка ведьмаку, свято блюдя обещание!.. И ведь перехитрит Предназначение! Заставит ведьмака уйти, отказаться!

Но Предназначение не перехитришь, и от него не уйдешь, однажды с ним соприкоснувшись. Калантэ будет убита, все королевство уничтожено и растоптано; судьба вручит ведьмаку подросшую девочку, этого ребенка — когда никого родного у нее уже не останется. Она, предназначенная ведьмаку дважды, станет ведьмачкой. Но... она не женщина-ведьмак (таких попросту не бывает). Не мутант. И даже не Предназначение Геральта. Она — нечто большее.

Цири. Самое время рассказать немного о ней.

Ген Старшей крови

Предназначение висит над этой девочкой уже давно — несколько столетий.

Помните эльфов, оставшихся в этом мире запертыми, без возможности уйти покорять другие, не испорченные человеком миры? Так вот, эльфийские ведуны все это время не сидели, сложа руки. Они тщательным образом выводили, культивировали в процессе жесткого генетического отбора особый дар, присущий некоторым из ведунов — ген Старшей крови.

Будучи доминантным, этот ген дает носителю высшие магические силы — в том числе, власть над пространством и временем, способность пересекать барьеры между мирами. Эльфы жаждут вырваться из этого мира, остановить вымирание, сменить свое жалкое существование на свободу. Они хотят вернуть утраченную власть, статус существ межмирных, истинно высших.
И это у них получается: талантливая и прекрасная юная ведунья из древнего аристократического рода, Лара Доллен аэп Шиадаль является носителем гена. Осталось совсем немного. Возможно, уже ее ребенок станет именно тем, кто спасет эльфов, поведет их к новым мирам.

Предназначение хохочет, скалится. Что такое? Лара, наше сокровище, влюблена? Не в того, кто предусмотрен программой отбора? В человека? В молодого мага Крегеннана из Лода. Нет, не может быть! Остановите их! — но уже поздно. Лара беременна. Ген передается ее дочери — и кровь эльфов растекается в крови людской. Носители гена из старшего народа мертвы, и ген, утерянный, гуляет в человеческих землях, а Предназначение следит за ним пристально, коверкая и ломая судьбы. Поколение за поколением.

И все, кто знает истину — ведуны, шпионы, короли, избранные маги, включая главного антагониста всей серии, гениального мага Вильгефорца, и даже император Нильфгаарда, эдакий местный Наполеон напополам с Гитлером — тратят огромные силы на поиски гена и на борьбу друг с другом в желании обладать им.

Ведь тот, кто получит в свое распоряжение носителя гена, сможет продолжить дело эльфийских ведунов. Сможет добиться такого могущества, по сравнению с которым личная власть даже самых могущественных из королей и магов кажется смешной.

Вы, разумеется, уже поняли, что окончанием и завершением этой генетической линии является Цири, внучка Калантэ. Львенок из Цинтры, стертой с лица земли императором Нильфгаарда, ищущим ген Старшей крови. И что все власть имущие континента теперь, установив причинно-следственные связи прошлого и настоящего, зная о том, что это за девочка, ищут денно и нощно именно ее.

Казалось бы, ну что может сделать в этой ситуации даже самый непревзойденный воин-одиночка? Даже чертов ведьмак, не знающий такого слова, как “уступить вопреки воле и убеждениям”. Ну как он может сопротивляться королям, магам, императору Нильфгаарда и ведунам старшего народа? Как он сумеет в послевоенном хаосе отыскать девочку и сделать все зависящее, чтобы в конечном итоге дать ей свободу выбора, позволить жить по-настоящему?

Но ведь это не просто девочка. Не просто какая-то расфуфыренная носительница мега-важного гена, который вожделеет каждый второй. Эта девочка Предназначена Геральту дважды. Она ведьмачка! И еще они любят друг друга, как отец и дочь. И, черт побери, среди окружающих регулярно находятся люди (и краснолюды, и даже маги), которые тоже любят эту девочку и этого ведьмака. А человеческие любовь, преданность и отвага под предводительством Веры, бывает, кладут Предназначение на обе лопатки.

Вот тут-то и летят к чертям собачьим законы всемирного равновесия, а сферы дрожат хрустальным звоном, повергаемые в трепет — грядет час Великого Хлада, предрешенный Итлиной, древней эльфийской пророчицей.

Ведьмак носится по всему северу, разыскивая вторично утерянную Цири. Все шпионы всех государств, все двойные агенты снова охотятся на нее. А она... теряется из виду в горниле новой войны.

Война

Войне у Сапковского посвящена львиная доля сериала. Это не милый пасторальный фон, на котором происходит увлекательное приключение Геральта и его товарищей, “ищущих Цири по всему свету”. Война — это массовое убийство, охватившее весь Север, завораживающее своим размахом и пугающее своей жестокостью.

С нехарактерной для фэнтези реалистичностью Сапковский показывает, как Нильфгаардские армии захватывают страну за страной. Разрозненный Север едва-едва в силах собраться воедино и хоть что-то противопоставить имперской мощи. Имперцы бьют в спину нордлингам, используя банды озверевших эльфов, скоя’таэлей, творящих жестокости почище “Мертвой головы”. Северные маги, уже однажды защитившие королевства нордлигнов, приняв битву на Содденском холме и потеряв четверть состава, теперь участвовать в этом официально отказываются, но все же готовят выступление — одни на стороне Нильфгаарда, другие по-прежнему преданны Северу и свободе.

В царящем хаосе все сражаются со всеми, а мародеры уничтожают то, что не уничтожено скоя’таэлями и регулярными войсками. Бедный народ старается выжить в этом кипящем котле.

Война Сапковского очень натуралистична. Она ставит перед героями нелегкие моральные дилеммы, порой повергая читателя в трепет. Для фантастики начала и середины девяностых годов это было новшеством, граничащим с нонсенсом — пожалуй, только у Глена Кука (из известных фэнтези-авторов) средневековый мир настолько же реалистично жесток — но “Черный отряд” не содержит художественно выписанных подробностей. У Сапковского война пожирает мир, и, кажется, ничто не сможет это остановить.

Война завершается в последнем томе, венчая раздел мира — на тот, что был до нее, и тот, что стал после. Эти два мира разительно отличаются. Мир сказки и мифологических образов, известных сюжетов и сопровождающей их иронии. И мир реального, наполненного страстями поля битвы. Одно перерастает в другое, корни сплетаются с ветвями, и получившийся клубок уже невозможно размотать обратно. Но остается память. О тех далеких временах, когда Геральт и Лютик странствовали бок о бок, заботясь только о том, где бы переночевать, и куда ведьмаку наняться, чтобы избавить несчастных поселенцев от оборотня, виверны, гуля или грайвера, гига-скорпиона, баньши или тролля. Когда всякий раз, выходя на бой, ведьмак рисковал только жизнью — и не было ответственности за “нечто большее”.

Магия

В мире “Ведьмака” магия и маги с их интригами являются едва ли не основной движущей силой. Маги наделены властью не меньшей, чем, например, в Dungeons & Dragons, при этом, судя по всему, не ограничены определенным количеством заклинаний в день — а потому маг-одиночка может порой шарахнуть кулаком по столу советов на приеме у какого-нибудь короля и сказать ему: “Ты, Визимир, дурак, и генералы у тебя придурочные! Делать будем так...”.

Разумеется, королям не нравится это свободолюбие. Но северным владыкам нечего противопоставить независимым одиночкам, обладающим невиданным могуществом. Способным в одиночку превратить отряд пехоты или конницы в кур и свиней — причем даже в связанном состоянии, одним пальцем левой ноги.

Прекрасные волшебницы, разодетые в шелка и драгоценности, с помощью косметологической магии становятся красавицами и получают возможность жить втрое, вчетверо дольше, чем обычные люди. Маги-мужчины в этом отношении от волшебниц мало чем отличаются. Вот такие люди реально правят Севером. А большинство политических вопросов решается на ежегодном магическом конвенте на острове Таннед.

Впрочем, у королей есть свои тайные методы. Не обладая магией, они могут пытаться манипулировать магами. Иной раз это удается — но приводит к ужасным жертвам с обеих сторон.

Император Эмгыр, впрочем, весьма скор на расправу с непокорными внутри Империи — будь то обычные смертные или маги. Его маги, как и положено, стоят на службе у государства. Альтернатива одна, и весьма неприятная. Но и это не помешает волшебницам Империи объединиться со своими бывшими врагами — женщинами-магами нордлингов, и создать тайную Ложу, целью которой будет отделение магии от государства и жесткий контроль “магичек” над политикой. И это понятно — высший хочет быть с высшим, и только его считать за равного. А вовсе не каких-то жалких смертных императоров и королей.

Ведьмаки, кстати, тоже обладают магическими свойствами. Помимо своей экстраординарной реакции, живучести и прочих привнесенных ритуалами свойств, в своей ведьмачьей крепости они обучаются простейшим магическим формулам — Знакам, с помощью которых могут совершать несложные магические действия. Знак Аард, например, позволяет взмахом руки отбросить противника назад, свалить его с ног и даже причинить небольшой огненный урон. Знак Аксий — успокоить испуганное животное (например, ведьмачью лошадку, которая на своем веку переживает множество весьма неприятных моментов, способных повредить хрупкую лошадиную психику). И так далее — знаков более десятка, на разные случаи жизни: запечатать дверь, отбить брошенное в ведьмака заклинание... Они здорово помогают ведьмакам в их опасной работе.


Никогда ещё Тьма не была такой многоликой...
darkness Дата:Воскресенье, 27.09.2009, 19:41 | Сообщение # 3
Тьма
Сообщений: 1539
Медали:
За создание сайта За 500 постов За 1500 Постов
Замечания:
Награды: 6
Уважение
[ 10 ]
Оффлайн
Хронология основных событий мира

Когда-то давно:
эльфы пришли в этот мир, бежав из своего собственного.

Через несколько столетий: Сопряжение Сфер — катаклизм, способствовавший сдвиганию границ миров, их частичному пересечению и даже смешению.

Примерно 764 год: приход людей — высадка с кораблей в устье реки Яруги и в дельте реки Понтар. Позднее из четырех причаливших кораблей вырастет три королевства.

Маги заново обретают силу в новом для них мире, и заключают соглашение с военачальниками людских племен пакт о ненападении.

Примерно 765: Джеоффрей Монк, один из сильнейших магов того времени, заключает договор с эльфийскими ведунами.

Примерно 770:
войска маршала Раупеннэка из Третогора учиняют резню в Лок Муинне и Эст Хэмлете. Начало войны эльфов и людей.

836: формирование жесткой иерархической системы магического сообщества — Ложи магов. Маги, желающие отстаивать свою независимость от этой организации, уничтожаются.

964: появление первых ведьмаков.

1064: восстание Аэлирэнн (Элирен по-людскому). Она собирает молодых эльфов, не смирившихся с господством людей, и бросает их в безнадежную битву, начиная первой эльфийский террор против человечества. Разрушение Шаэраведда. Гибель многих из эльфов. Начало постепенного вымирания эльфийской расы.

Неизвестная дата: эльфийские ведуны начинают искусственный процесс создания Избранного, носителя гена Старшей Крови, способного преодолевать барьеры между мирами.

Примерно 1144: легендарная любовь эльфийской ведуньи Лары Доллен аэп Шиадалль и человека-мага Крегеннана из Лода. Начавшаяся как “Ромео и Джульетта”, так же трагически и закончившаяся. Ген Старшей Крови начинает долгое путешествие в роду людей.

1163: кровавый мятеж Фальки, нечто среднее между восстанием Емельяна Пугачева и кровавой резней бензопилой в Техасе — безумие, охватившее полконтинента.

1244: встреча Геральта и Йеннифер. Загаданное “Последнее желание”.

1249: Геральт оказывает Калантэ услугу, в результа те которой Предназначение связывает его и еще не родившегося ребенка Паветты, носительницы гена Старшей Крови.

1249: рождение Цири. Наследницы людей и эльфов, в которой ген достиг максимальной чистоты.

1261: начало первой войны с Нильфгаардом. Содденский холм — битва магов юга и севера. Первое исчезновение Цири.

1262: начало событий “Крови эльфов” и остального сериала. Гибель королевы Калантэ, Львицы из Цинтры. Второе и третье исчезновения Цири. Странствие Ведьмака.

1265: Окончание Саги о Ведьмаке.


Никогда ещё Тьма не была такой многоликой...
darkness Дата:Воскресенье, 27.09.2009, 19:43 | Сообщение # 4
Тьма
Сообщений: 1539
Медали:
За создание сайта За 500 постов За 1500 Постов
Замечания:
Награды: 6
Уважение
[ 10 ]
Оффлайн
Пан Сапковский

Анджей Сапковский родился в городе Лодзь (Польша) 21 июня 1948 года. Ученик факультета Внешней торговли местного ун иверситета, с 1972 по 1994 год работал в торговле. Геральта он создал еще в 1986 году, а в 1990 вышла первая книга из шести новелл о Ведьмаке — “Последнее желание”. В 1992 году увидела свет вторая часть — “Меч предназначения”. Ну, а затем, на волне успеха и популярности романа, были написаны и изданы еще 5 книг саги о Ведьмаке. Сага была закончена в 1999 году.

Помимо основной серии, Сапковским были написаны несколько повестей, эссе и рассказов, а также вышедший в 2000 году стилизованный “Бестиарий”, в котором с юмором и иронией описывается множество известных существ, населяющих наш мир и миры fantasy.

Понятно, что невероятная популярность Ведьмака не могла остаться без дальнейшего развития. Однако на данный момент это развитие удручающе-куцее. Сага о Геральте была переложена в формат комикса, а также по ней были сняты известные фильм и сериал — и то, и другое получило негативную оценку. И это понятно, ибо трудно сделать нечто, соответствующее уровню таланта Сапковского.

В последние два года в Польше вышло сразу несколько настольных игр по миру Ведьмака, и все они весьма популярны на родине автора.

В 1998 году писатель был удостоен премии “Passport”, присуждаемой еженедельником “Polityka” за заслуги перед польской культурой. Его романы и рассказы изданы на чешском, русском и немецком языках.


Никогда ещё Тьма не была такой многоликой...
darkness Дата:Воскресенье, 27.09.2009, 19:44 | Сообщение # 5
Тьма
Сообщений: 1539
Медали:
За создание сайта За 500 постов За 1500 Постов
Замечания:
Награды: 6
Уважение
[ 10 ]
Оффлайн
Экранизация Сапковского

В Польше популярность пана Анджея, безусловно, бешеная. Не могли поляки, известные хорошим сказочным кино СССР-овских времен, не попытаться снять по “Ведьмаку” одноименный фильм (2001 год). Он вышел и у нас в России, где поклонники Сапковского весьма активны и многочисленны. Затаив дыхание, мы смолкли у телевизоров, и...

Почему фильм получился полным провалом, говорить можно долго и обоснованно — но суть от этого не изменится. Львиная доля смотревших и читавших считает фильм ужасным, а многие смотревшие, но не читавшие, теперь навряд ли прочтут оригинал.

Как Сапковский отзывается о сем творении (и о сериале, доснятом чуть позже и повествующем о других похождениях Ведьмака), автору обзора неведомо. Не знаем мы и того, будет ли экранизирован “Ведьмак” снова — но нам бы очень этого хотелось. И первый роман, и весь цикл — отличный кинематографический материал, который вечно ищущим сюжеты голливудским продюсерам грех не использовать.

Однако на Западе хватает и своей, англоязычной фантастики. Ее постепенно начинают переносить на пленку, но процесс это долгий, и ежели серьезные режиссеры и серьезные студии доберутся до Сапковского, произойдет это весьма нескоро.

Жаль. Но мы надеемся все же увидеть это хотя бы лет через десять-пятнадцать.


Никогда ещё Тьма не была такой многоликой...
darkness Дата:Воскресенье, 27.09.2009, 19:46 | Сообщение # 6
Тьма
Сообщений: 1539
Медали:
За создание сайта За 500 постов За 1500 Постов
Замечания:
Награды: 6
Уважение
[ 10 ]
Оффлайн
Порядок чтения

Произведения А. Сапковского в России издает “АСТ”. Помимо цикла “Ведьмак”, на русском опубликован сборник статей.

1. “Последнее желание”, “Меч предназначения” (сборник “Ведьмак”)

2. “Кровь эльфов”

3. “Час презрения”

4. “Крещение огнем”

5. “Башня ласточки”

6. “Владычица озера”




Никогда ещё Тьма не была такой многоликой...
AiRoN Дата:Воскресенье, 27.09.2009, 20:14 | Сообщение # 7
Андрей
Сообщений: 1138
Медали:
За 500 постов За 1500 Постов
Замечания:
Награды: 12
Уважение
[ 7 ]
Оффлайн
Quote (darkness)
Пан Сапковский

На фотке на Панкратова-Чёрного похож:D
Komandor Дата:Понедельник, 28.09.2009, 18:20 | Сообщение # 8
Сообщений: 3376
Медали:
За 500 постов За 1500 Постов За 2000 Постов
Замечания:
Награды: 12
Уважение
[ 19 ]
Оффлайн
Quote (AiRoN)
На фотке на Панкратова-Чёрного похож:D

есть немного biggrin

если по теме, смотрел фильм...что-то как-то не очень впечатлило...может, из-за того что драконы и прочие монстры были картонными с малой толикой резины biggrin или потому что атмосфера была какая-то вымученно-мрачная...в курсе, что в книгах она едва ли не более гнетущая, но всё же надеюсь что художественные произведения понравятся больше


Мы устроим на улице танцы у всех на виду,
Ты одела вечернее платье, и солнце переоделось в луну.
Будет жаркое лето в этом году,
Если птицы летают так низко, то это, это к дождю.

Слышишь, ругаются люди в соседней квартире,
Выходит, что мы не одни в этом мире,
Лежим, я у стенки, ты с краю,
Я тебя не люблю...я тебя обожаю.

<Вячеслав Бутусов>

Grid Дата:Понедельник, 18.01.2010, 01:26 | Сообщение # 9
Сообщений: 2
Медали:
Замечания:
Награды: 0
Уважение
[ 0 ]
Оффлайн
Quote (Komandor)
потому что атмосфера была какая-то вымученно-мрачная...в курсе, что в книгах она едва ли не более гнетущая

В сериале фиговая атмосфера.
В книге она более целостная и живая, хоть и более гнетущая. Но весьма реалистична. Средневековье же.
Komandor Дата:Понедельник, 18.01.2010, 21:40 | Сообщение # 10
Сообщений: 3376
Медали:
За 500 постов За 1500 Постов За 2000 Постов
Замечания:
Награды: 12
Уважение
[ 19 ]
Оффлайн
Quote (Grid)
В сериале фиговая атмосфера.

да и сами фильмы фиговые)) что у него, что у сериала рейтинг IMDB не поднимается выше 3,5 баллов...из 10 wacko сколько раз начинал смотреть - всё в сон начинало клонить, а мысли просто исчезали)


Мы устроим на улице танцы у всех на виду,
Ты одела вечернее платье, и солнце переоделось в луну.
Будет жаркое лето в этом году,
Если птицы летают так низко, то это, это к дождю.

Слышишь, ругаются люди в соседней квартире,
Выходит, что мы не одни в этом мире,
Лежим, я у стенки, ты с краю,
Я тебя не люблю...я тебя обожаю.

<Вячеслав Бутусов>

Фурия Дата:Понедельник, 18.01.2010, 23:25 | Сообщение # 11
Сообщений: 293
Медали:
Замечания:
Награды: 6
Уважение
[ 3 ]
Оффлайн
darkness, Спасибо за перечисление порядка книг Сапковского. Я только одну читала. Хотя фильм мне очень нравится и для меня он не идет вразрез с книгой. Как-то и там хорошо читается и в кино хорошо смотрится.
darkness Дата:Вторник, 19.01.2010, 23:25 | Сообщение # 12
Тьма
Сообщений: 1539
Медали:
За создание сайта За 500 постов За 1500 Постов
Замечания:
Награды: 6
Уважение
[ 10 ]
Оффлайн
Фурия, странно...мне фильм не понравился по многим причинам - во-первых, уровень актёрского мастерства соответстсвует худшим фильмам и так не аховой американской компании малобюджетников "The Asylum". Да, образ Геральда весьма впечатляющий, можно скзать, эффектный, кроме того, радуют архитектурные ансамбли Польши...но они одни фильм не вытягивают.
Да и, в общем, само по себе действо настолько ненатуральное, что фильм выглядит ещё старше своего настоящего возраста, а его бюджет - меньше...
sad


Никогда ещё Тьма не была такой многоликой...
Фурия Дата:Вторник, 19.01.2010, 23:59 | Сообщение # 13
Сообщений: 293
Медали:
Замечания:
Награды: 6
Уважение
[ 3 ]
Оффлайн
darkness, Ты знаешь, я его первый раз смотрела как мини-сериал. Его каждый день показывали и поэтому я даже толком не знала сколько серий и какой он длительности. Это было очень давно. Мне очень нравится актер, играющий ГГ и мне кажется - он очень неплохо справился со своей задачей. А вот книгу я прочла наверное лет десять спустя. Хотя у меня и диск был уже и я могла пересматривать, но мне он никогда не надоедал. А то что он малобюджетный, я думаю его и снимали как сериал, а не как большое художественное кино. Отсюда и надо исходить в критике этого фильма. Для сериала он очень неплох, а по другому я этот фильм просто не воспринимаю.
Darkness » Литература » Авторские миры » Мир Ведьмака
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: