год: 2010 страна: Россия режиссер: Сергей Глезин продюсер: Сергей Сельянов, Александр Боярский В главных ролях: Валерий Соловьев, Сергей Маковецкий, Олег Куликович, Дмитрий Высоцкий жанр: комедия, приключения, мультфильм премьера (РФ): 30 декабря 2010, «Наше Кино» время: 80 мин. О фильме "Три богатыря и Шамаханская Царица":
Легендарная Шамаханская царица, которая сводила с ума многих царей и
простых смертных, положила свой глаз и на Киевского князя. Тот заболел
любовью странной по ней. Но чтобы доставить в целости и сохранности эту
чудо-богиню в Киев-Град, срочно из отпуска вызывают всех троих, уже
знакомых нам, богатырей: Алёшу Поповича, Добрыню Никитича и Илью
Муромца. Теперь троица должна решить, как быть дальше? Вроде бы и слухи о
царице ходят нелестные, и князя жаль. Кадры из фильма "Три богатыря и Шамаханская Царица":
тема фильма на форуме
Рецензия фильма "Три богатыря и Шамаханская Царица":
Снимать фильмы, а уж тем более, мультфильмы про
родные березы и отечественную историю – занятие сугубо опасное.
Режиссеру и сценаристу неведомо, где кончается грань искреннего
любования пейзажами Родины и начинается квасной патриотизм. Этим в
свое время страдал «Князь Владимир», который, из-за излишнего пафоса и
чересчур возвышенного слога попросту не читался свежим глазом, а кое-где
и вовсе выглядел пародией на самого себя. Видимо, творческий коллектив
студии «Мельница», подаривший нам странноватого «Лунтика», наигранно
наивного «Карлика Носа» и лубочно-ветошного «Федота-Стрельца», учел эти
факторы, и принялся за свое видение русской былинной мифологии.
Можно говорить, что вся трилогия про персонажей известной картины
Васнецова выглядит прозападно-пошловатой, что юмор кое-где откровенно
плоский, а язык – излишне современен. Лично мне кажется, что все эти
утверждения в корне неверны. «Алеша Попович», «Добрыня Никитич»,
«Илья Муромец» - настолько милые и щемяще-трогательные, настолько
пропитаны светом и оптимизмом, что при просмотре каждого из
вышеназванных мультфильмов градус настроения поневоле скачет наверх, а
на лице появляется безмятежная улыбка. Создателям этих анимационных
картин удалось то, что крайне редко получается у других – они
по-доброму, без резкости и грубости посмеялись над глуповатыми
правителями земли Русской, извечной российской «эх, раззудись, плечо,
размахнись рука!» и прочими фишками, свойственными лишь нашей стране.
Как и следовало ожидать, тремя мультфильмами дело не закончиться. Не
затем на сцену выходили три богатыря, чтобы, не подружившись и не узнав
друг друга, кануть в кинематографическую летопись. Объединения, этакой
«сборной солянки», ждали многие. Я в том числе. И, наконец, дождались.
По сравнению с первыми – ещё не связанными друг с другом – частями,
мультик стал заметно сильнее и живее. Больше всего это сказалось на
качестве изображения. Уже с первых кадров перед зрителем предстаёт
насыщенная, детализированная картинка, заметно отличающаяся от угловатой
рисовки самого первого мультика «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Претерпели изменения и шутки – теперь их в мультфильме гораздо больше.
Создатели словно поставили перед собой задачу максимально обсмеять чуть
ли не каждый шаг главных героев эпоса. В результате, некоторые приколы
выглядят довольно мило и забавно, а другие даже немного раздражают.
Например, бесконечные кривляния Юлия. В той же первой части они были
более терпимыми и узкими – направленными на Тихона с Бабкой, отчего его
монологи были действительно смешны. В «Шамаханской Царице» упор
поставлен на уже созданный образ, в результате его больше веселят
выходки говорящего коня, чем его речь. Вообще, при просмотре «Трёх
Богатырей» создаётся впечатление, что сценаристы и мультипликаторы
просто решили впихнуть в последнюю (не знаю как в дальнейшем, но на
сегодняшний момент пока последнюю) часть все более или менее стоящие
ситуации. Отчего на зрителя проливается такая сборная солянка, от
которой он не сразу успевает отойти. Единственная заслуга этой солянки
состоит в том, что она вышла действительно вкусной, не смотря на то, что
некоторые из её ингредиентов оказались попросту недоработаны. Осталось
нераскрыто очень много моментов – например, встреча Алёши Поповича с
Чудом-Юдом Болотным или финальная битва богатырей с миньонами
Шамаханской Царицы. В последнем случае нам показывают, как верные жёны
богатырей завязывают им глаза для того, чтобы те были защищены от
губительных чар ведьмы и те вслепую начинают лупить по воздуху булавами.
Однако, поняв, что никакой пользы это не принесёт, тут же снимают эти
самые повязки. Спрашивается – а, собственно, зачем тогда их нужно было
повязывать? Несколько сумбурной выглядит и встреча Добрыни Никитича со
Змеем Горынычем в Тибетском Монастыре. Со стороны кажется, что она
затеяна лишь для того, чтобы показать комичность драки Добрыни с сотней
монахов в стиле «за-ши-бу»…но и этот момент реализован из вон рук плохо.
Однако это все минусы. Пришло время сказать немного и о плюсах.
Плюсов в мультфильме куда больше, чем минусов. За одно сохранение
прежней сказочной атмосферы с легкой горчинкой современности можно
простить многое, а за появление на экране полюбившихся персонажей –
окончательно и бесповоротно признать мультфильм одним из лучших в
прошедшем 2010-м году. Пусть немного режет глаз преувеличенная
недалекость ума Алеши Поповича (если в «Тугарине-Змее он не особо
блистал интеллектом, то в «Шамаханской Царице» из него сделали
совершеннейшего дурачка), но она теряется на фоне его более мудрых
товарищей. Очень обрадовало также и то, что сценаристы наконец-таки
додумались уделить экранное время, собственно, женам главных героев.
Ведь без них не было бы богатырей, и пусть Любава выглядит несколько
угловатой, а спутница жизни Добрыни Никитича – преувеличенно
деспотичной, однако любовь и верность спасают ситуацию и сглаживают
острые углы. Отдельным добрым словом хотелось бы помянуть и анимационную
составляющую мультфильма: она, как всегда, на высоте. Прорисовка
пейзажей вызывает ассоциации с ранним творчеством Билибина, а зловещая
загадочность Шамаханского царства – вне всякой конкуренции. Кстати, туда
же – из отрицательных персонажей очень понравился ворон, помощник
Царицы. Как-то не верится в его законченную негодяйскую натуру, и очень
хочется надеяться, что в продолжении (а, судя по открытому концу, оно
непременно последует), он покажет себя и с лучшей стороны. Итог:
8 баллов из 10 – отличный, добрый, красочный, а, главное,
запоминающийся мультфильм. Крайне рекомендуется к показу как взрослой,
так и детской аудитории. Невероятное спасибо создателям за солнечные
капельки превосходного настроения и лучистую улыбку на лице. И отдельное спасибо – за то, что мультик «не в 3D» … P. S.:
В конце мультика «Алёша Попович и Тугарин Змей» у ослика Моисея были
показаны золотые зубы и подковы, а в «Шамаханской Царице» их уже нет…
|