Аннотация Макс Петров "Наши все дома!"
Вирус, задуманный как идеальное лекарство, лечит и от смерти, но весьма
специфическим образом. Недавно умершие становятся зомби, единственная
цель которых — наесться живого мяса и стать сильнее. Люди пытаются
выжить кто как может, сообразно своему жизненному опыту, знаниям и
умениям. Пока просто выжить. Собраться вечером в безопасном месте и
сказать: «Наши все дома!»
Рецензия книги Макс Петров "Наши все дома!"
Первое, что привлекло, это очень удачное, на мой взгляд, название.
Вспомнились простые истины, что «пока все дома - благодать» (с) и
«счастье – это когда все дома!» (с)* Даже несмотря на обилие крови и
живописно расставленных везде и вся зомби или «беспокойников», как их
метко именует автор, такое теплое именование книги пришлось к месту.
Особенно в виду своей категоричности звучания. Герои и прочие
господа участвующие. Сисадмин и отец двух семейств Макс в одном лице
вполне понятен, прост и во многом близок читателю. Не заумен, не
архисилен, но при этом адекватен в оценке ситуации и хорошо соображает.
Без лишних ахов и вздохов берет бразды правления и ответственность за
действия в свои руки. Правдивы и логичны его размышления, когда он с
семьей покидал Москву: «В общем, копошение какое-то в городе идёт,
но большинство населения дисциплинированно сидит по домам. Им же хуже, а
нам – наоборот лучше. Я мимоходом удивился такой мысли, а потом
вспомнил уже, кажется, давнишний эпизод, когда я проверял, что с
охранником случилось. Тоже подумал же – «ему плохо, а мне хорошо».
Как-то слишком быстро прошло чувство коллективизма и общности. Хотя я и
раньше компанейскость от стадности слабо различал, гордо называя себя
нелюдем и анхуманом, но был при этом доброжелателен к ближнему и не
лишён чувства долга. А сейчас – ну не чувствую я никакого долга по
отношению к этим людям в окнах. Мне их жалко, но как-то теоретически.
Если за кем-то будет зомби гоняться – даже не пожалею дорогой патрон…
может быть. Но просто пройти по квартирам, рассказать что происходит,
научить – я ведь многое уже умею для выживания в этом новом мире… Может
даже отряд самообороны организовать… Но нафиг мне это не сдалось. Хочу
убраться отсюда и всех своих собрать в безопасном месте. Даже если они
друг друга терпеть не хотят – вы сперва выживите, блин, а потом ругаться
будете. Если не пройдёт желание такое… Интересно, это военное мышление у
меня так проклюнулось или… какую-то заразу подхватил?» Да, неожиданно без комплекса супермена Макс оказался, но тем он понятнее и живее.
Но вот остальные герои малозаметны и… прозрачны. За полкниги дочь
смогла лишь обозначить свою подростковость, жена разок позволила себе
каприз, а Дима – приятель дочери – стал автором неплохой идеи. На этом
все. Когда мир, такой привычный мир начинает переворачиваться с ног на
голову, когда меняется, причем кардинально, весь жизненный уклад,
логично было бы увидеть ну хоть какие-то эмоции, особенно у женщин. Это
если считать, что мужская половина доблестно их скрывала. В этом плане
живее и трогательнее получился образ кота Серого. Потому экзамен по
Станиславскому по большому счету не пройден. По крайней мере не всеми.
Мысль вслух: возможно, женская душа уж слишком темные потемки для
автора, и он просто осмотрительно не решается явно моделировать
поведение представительниц прекрасной половины человечества. Однако,
догадки, догадки… С тем, что касается так называемой матчасти, все в
порядке. По меньшей мере, мне, как женщине, проблем и нестыковок не
видно, кроме того, что с непривычки должно было побаливать плечо от
отдачи. Хотя бы у дочки. Хотя бы. Более пытливый и осведомленный взгляд,
может, и найдет ляпы, но я не могу судить о том, чего не знаю. Поэтому
робко отнесла для себя книгу к категории инструкций по выживанию при
масштабной зомбоэпидемии. Не зря же автор с таким упоением фантазирует, а
«чтобы можно было бы сделать, если можно было бы». Словарный запас
у автора весьма хорош, встречаются интересные обороты. Язык довольно
нетривиальный, но при этом чрезмерно пестрит сленговыми выражениями.
Самобытность и то, что повествование ведется от первого лица, человека
не филолога и не литературоведа дает зеленый свет некоторой специфике
изречений, но литературность книги от этого, на мой взгляд, пострадала,
оставив впечатление небрежности изложения материала. В прямой речи
использование молодежных оборотов допустимо для правдивости, но в тексте
хотелось бы видеть их поменьше. К тому же шесть сносок с пояснениями на
первой же странице затрудняют чтение. А фраза: «Пока я ждал тролля, дворник шарахнул по крысе плашмя…» даже ввела в ступор, так как далеко не у всех есть манера так называть, кто бы мог подумать, троллейбусы.
В мире поэзии есть такое понятие как ритм. В прозе оно тоже существует.
Тут ритм ровен. Даже слишком. А ведь книга предполагалась как ужасы и
триллер, то есть хотелось бы в напряженные моменты затаивать дыхание или
спокойно переводить его, когда опасности не видно. Но темп текста,
заданный с первых строк, практически не меняется на протяжении всей
повести. Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что это можно
оправдать самой композицией книги, а подана она именно в виде хроник
или дневника, где просто пересказываются определенные события. Диалоги довольно сухие и напоминают пинг-понг: один сказал, другой сказал, один сказал… – День добрый однако. Давайте, что ли представимся. Я – Макс, это Ирина, Маша и Дима. – Николай (пожилой сухощавый дядька). – Игорь (средних лет, чуть полноват, круглое лицо, усы). – Владимир (лет двадцать пять, высокий, худой, светлые волосы). – Ну, мы тут вроде партизан на семейном подряде. Пока думаем тут пожить, а дальше видно будет. А у вас планы какие? – Да особо никаких. Выжить планируем, пока всё образуется. – Ну мы тоже планировали. Целых два дня. А потом поняли, что ничего уже не образуется. – Это как? – А вот так – прежней жизни уже не будет. Ожившие покойники съели.
И сказать бы, что это для того, чтобы не заострять в столь тяжелой
описываемой ситуации на разного родя трепе, но уж очень стойкое
создается впечатление, что писалось для галочки. Читатель капризен, но
справедлив, и реализация апинского** «я его слепила из того, что было»
во второй половине фразы, там, где про любовь, не происходит.
Улыбнула ситуация с военным, который проигрывает спор с главным героем,
когда тот сообщил, что убивал зомби топором. По умолчанию будем считать
этот инцидент ироническим выпадом в сторону наших вооруженных и не очень
сил, а не попыткой придать вес простому сисадмину Максу.
Вспоминается фильм «Афера Томаса Крауна», где главный герой смог уйти от
преследования, потому что был одет как все – шляпа, костюм, галстук, - и
легко затерялся в толпе. И ведь правда вокруг нас много серого. Так же
много, как и нежелания искать другие цвета и впечатления. Именно поэтому
книга найдет своего читателя. Народ во все времена требовал хлеба и
зрелищ. А между офисной чопорностью и домашним бытом (будем считать это
хлебом) иногда хочется прочувствовать некоторую первобытность,
возможность делать то, что в социуме, мягко говоря, не принято. Да и
условия не те. А книга любезно предоставляет пищу для воображения
читателя, реализуя тем самым второе условие довольства – зрелища! Здесь
убивать не только можно, но и нужно, здесь можно показать все, на что
способен ради выживания собственного и своих близких. Почувствуй себя,
так сказать, героиней Милы Йовович в «Обители зла». А еще совершить
беспрецедентный шопинг - ходить по магазинам и просто брать то, что
нравится! Шик! Хотя стоит отметить, что потенциальная аудитория
читателей все-таки мужская. Основная идея в совокупности с
названием с натяжкой вырисовалась так: «Берегите близких! А то мало ли
какая зомбоситуация нагрянет…» Впрочем, при желании копнем поглубже и
увидим, что проводя параллель между зомби и людьми, «натасканными» на
бренды и стереотипно мыслящими, а главного героя воспринимать как
собирательный образ человека, способного к анализу, становится
интереснее. Однако такую мысль можно было гораздо эффектнее воплотить в
небольшом, но метком рассказе. Более об успешном или неуспешном
воплощении задуманного автором говорить не приходится, так как конец
книги оказался всего лишь концом первой части. Итог:
На сей мажорной ноте подводим итог – за соблюдение Янь повести и
недостаток Инь - 5 баллов из 10. Плюс один балл за адекватность героя
равно шести… * Слова из музыкальной заставки передачи «Пока все дома» и фраза из мультфильма про домовенка Кузю ** Слова из песни Алены Апиной: «Я его слепила из того, что было, а потом, что было, то и полюбила» |