год: 2010 страна: Россия режиссер: Ярослав Чеважевский, Дмитрий Киселев, Тимур Бекмамбетов сценарий: Дмитрий Алейников продюсер: Тимур Бекмамбетов В главных ролях: Иван Ургант, Сергей Светлаков, Вера Брежнева, Олег Масленников, Сергей Друзьяк, Кристина Асмус, Павел Меленчук жанр: комедия премьера (РФ): 16 декабря 2010, «Bazelevs» О фильме "Елки":
Незнакомые между собой, живущие в разных городах люди, по цепочке,
передают просьбу девочки, живущей в одном из самых западных городов
России — Калининграде. И, таким образом, простые люди исполняют самое
большое, почти несбыточное, желание ребенка в новогоднюю ночь. Мы
увидим, как с героями будут происходить смешные и трогательные, чудесные
и поучительные истории, и заодно проверим — действует ли теория, по
которой все люди на земле — от гастарбайтера до президента — знакомы
через шесть рукопожатий.
Кадры из фильма "Елки":
Рецензия на фильм "Елки" (2010): В России, равно, как и по всему миру,
существует замечательная традиция: каждый год, в преддверии 31-го
декабря, запускать в прокат свеженький продукт кинематографа,
приуроченный к замечательному празднику, пахнущему мандаринами и елкой.
В нашей стране многие режиссеры пытаются повторить судьбу "Иронии
судьбы", уж простите за каламбур, и сделать так, чтобы именно их детище
стало новым кинематографическим символом Нового Года. К созданию
подобных "датских" фильмов в свое время приложил руку и Тимур
Бекмамбетов, и никому неизвестные доселе Дмитрий Киселев и Александр
Войтинский с их "Черной Молнией", но успех рязановского шедевра
повторить и уж тем более затмить его не удалось никому. В уходящем
2010 году отчаянную попытку в очередной раз создать новогоднее
настроение предприняло сразу несколько режиссеров. Их объединенными
усилиями на экраны страны и вышел фильм с непонятным, абсолютно не
сочетающимся с сюжетом, названием "Елки". Вернее, вру. Сюжетов в
картине аж шесть, и все они нанизаны на сквозной сюжет, как бусы на ту
же самую новогоднюю елку (может, именно здесь следует искать смысл
названия?) Студент, отчаянно пытающийся произвести впечатление на
девушку; бизнесвумен, брошенная женихом и мечтающая о простом женском
счастье; бизнесмен, спешащий к любимой сквозь часовые пояса и снедаемый
острым пламенем ревности из-за случайного попутчика; и многие другие -
все они объединены одной идеей - помочь маленькой девочке из
калининградского детдома доказать, что ее папа - президент.
Скажите, пожалуйста, господа киноманы, что напоминает вам эта
расстановка сил и сюжетов, в финале сводящаяся к одному? Правильно. Все
это очень смахивает на английскую картину "Реальная любовь" - одно из
самых потрясающих и прелестных зрелищ в плеяде рождественского
кинематографа. Вроде бы, все то же самое - маленькие жизненные истории,
сквозные персонажи, сюжеты, причудливым образом заплетающиеся в одну
косу... Но если "Реальная любовь" вливалась в душу щемяще-греющим
сладким лакомством, как душистый глинтвейн, не отпуская и сохраняя
ощущение настоящего волшебства не в речение двух часов, а на неделю
после просмотра точно, то "Елки" выглядят откровенно убого и
недостоверно. Этакий наспех раскрашенный топорный лубок, где лезущая изо
всех щелей показная наивность не припудрена и не отшлифована, а
бесстыдно навязывается зрителю вкупе с вездесущим продакт-плейсментом
"Макдональдса", мобильной связи, известной марки шампанского и прочего,
прочего, прочего, чего утонченные британцы постыдились бы и подумать.
То ли авторы картины очень спешили, то ли работали спустя рукава, но
"Елки" получились очень непродуманными и сырыми, "невычитанными", как
говорят литераторы. Какие-то рваные перескоки от одного эпизода к
другому, насквозь неестественная игра актеров, в глазах у которых
явственно читается полученный за роль гонорар, а вовсе не подлинные
эмоции и чувства. Тех, у кого еще не атрофировалась совесть, заставившая
с блеском отыграть небольшое камео, можно перечесть по пальцам. Это
Сергей Гармаш, на умудренном опытом лице которого ярко проступал стыд за
халтурщиков-коллег и успешные попытки с достоинством вытянуть свою
мизансцену. Его капитан милиции вышел очень достоверным; пусть все роли
Гармаша схожи, но работу свою он знает и справляется с ней на "отлично".
Не мог не порадовать и Сергей Светлаков, выступивший в амплуа
героя-любовника-соперника. Его образ на экране получился очень ярким,
сочным, а, главное, живым. Не знаю, в чем причина: то ли в
добросовестности Сергея, то ли в том, что глянец шоу-бизнеса еще не
успел затянуть его талант и человечность толстой коркой. Кстати, только
две шутки из фильма и запоминаются: песня про "налью я в аквариум водки"
в исполнении Гармаша, и блестящий эпизод с дракой в самолете, когда в
апофеозе битвы Светлаков вываливается из дверного проема и начинает
предлагать Урганту "курицу или рыбу". Пожалуй, довольно убедительно
смотрелась и Кристина "доктор Варя Черноус" Асмус, но то ли ей выделили
унизительно мало картинного времени, то ли девушка еще не привыкла к
смене амплуа, но ее героиня получилась все той же Варей Черноус: милой,
доброй, обаятельной...но все же чуточку недоигранной. На тему
прочих персонажей даже не хочется распространятся. Их всех, на мой
взгляд, можно охарактеризовать всего лишь одним словом: "фальшь".
Фальшив герой Ивана Урганта, предприимчивый бизнесмен, мотающийся по
командировкам с и укрупняющий собственный капитал, при этом медленно, но
верно гробя отношения с любимой девушкой. Игре Ивана не веришь ни на
секунду: даже в минуту жутких страданий и душевных метаний отчетливо
кажется, что Ваня проводит очередной корпоратив и вот-вот широко
улыбнется и начнет хохмить налево-направо. Фальшива и изо всех сил
блондинка Вера Брежнева. Ее история о том, как мальчик-водитель влюбился
в звезду российской поп-эстрады, а затем встретил ее в реальной жизни,
могла бы заставить зрителя поверить, кабы не одно "но". Вера не просто
не умеет играть роль, она и не старается. Ее словно приучили, как куклу,
механически передвигаться с места на место и разевать рот, когда надо.
"Она красивая, пока не заговорит", - как сказал мой соавтор, а я
добавлю: она красивая на картинке. На экране бывшей "виагрине" делать
абсолютно нечего. Фальшью пропитана и насквозь халтурная игра
бывшего "кадета" Головина. Мало того, что разговаривает он совершенно
отвратительным скрипучим голосом (видимо, считая это своей гениальной
актерской находкой), так еще и его сноубордист получился не просто
тупым, а вызывающим желание немедленно связаться с дурдомом и записать
персонажа на обследование на предмет психической пригодности. Какие-то
непонятные ужимки, вертлявость и ужасающий сленг, словно почерпнутый из
сериала "Школа", отнимают у "Елок" еще один балл. Ну, а про сюжет
эпизода со сноубордистом и лыжником, сбившим старушку на лестнице,
честно украденный из бородатой байки Михаила Задорнова, и говорить
нечего. Все остальное оказалось настолько неправдоподобным и до
отвращения наивным, что иногда хотелось закрыть глаза руками и горестно
простонать. Например, создатели фильма, видимо, свято уверены в том, что
детдома - это такие добротные здания, оборудованные по последнему слову
техники, с комфортабельными комнатами и сытыми, довольными жизнью
воспитанниками. Или в том, что президент, перед новогодним обращением к
народу, непременно выглянет в окно, дабы не только прочитать некую
таинственную надпись на тротуаре, но и понять, что ее надо непременно
озвучить в эфире. А также в том, что чиновник из президентского аппарата
преспокойно кушает в "Макдональдсе", и, будучи бессердечно объедаемый
нахальным гастарбайтером, не позовет охрану и не разберется с обидчиком,
а боязливо втянет голову в плечи, пожмет плечами и уйдет (кстати,
забыла отметить еще и неплохую игру Виктора Вержбицкого). Это же
новогодняя сказка, можете возразить мне вы. Не спорю, сказка. Однако,
создавая и выплетая сказочную атмосферу, режиссерам не следовало
забывать о качестве, собственно, сказки. О том, что с наивностью и
якобы-чудесами не стоит перебарщивать. О том, что персонажи должны
вызывать симпатию, а не глухое раздражение. О том, что творя новогодний
фильм, следует думать прежде всего не о том, сколько бабок он принесет в
кассу, а о том, чтобы люди вышли из кинозала с просветленными,
радостными лицами, и еще долго хранили в груди эту частичку тепла. Увы,
все это никоим образом нельзя отнесли к «Елкам». Итог:
6 баллов из 10 – абсолютная пустышка, заполненная разноцветной мишурой,
дебильными диалогами, приевшимися «звездами» и навязчивым
продакт-плейсментом. Может служить хорошим задним фоном для шумного
пьяного застолья, но целенаправленно тратить на эту картину свое время и
деньги категорически не рекомендую. Лучше сходите прогуляться в
заснеженный лес или достаньте DVD с любимым новогодним фильмом – и
истинно праздничное настроение вам будет обеспечено. Гарантирую. |